РБК в прошлом году уже обращалось к теме Николаевского судостроительного завода "Океан", некогда одного из флагманов судостроения Украины.
Завод стал заложником борьбы украинского олигарха Константина Жеваго и структур, которые связаны с бывшим министром энергетики России и членом совета директоров "Газпрома" Игорем Юсуфовым. Россияне не стали делать ставку на разбирательство в международном арбитраже, где у них шансы довольно призрачны, и сконцентрировались на действиях в Украине.
Страна находится практически в состоянии войны, правоохранительная и судебная системы только проходят перезагрузку, соответственно в "мутной воде", как говорится, "и рыбку легче поймать". Сначала представители российского акционера пытались провести собрание владельцев акций, уже после того, как на заводе была начата процедура банкротства, и решения этого органа стали нелегитимными. Затем, не обращая внимания на то, что НКЦБФР признало собрание акционеров несостоявшимся, якобы от имени набсовета ПАО "Николаевский судостроительный завод "Океан" был подан иск в суд с требованием внести изменения в составе менеджмента в госреестр. Немного прошло времени и "двухходовка" привела к успеху - решением Хозяйственного суда Николаевской области новым главой предприятия назначен представитель российского капитала Валерий Морозов. Какие перспективы открываются для завода, не трудно прогнозировать, учитывая историю присутствия россиян на "Океане".
Как убивали "Океан"
Россияне управляли николаевским заводом через компанию WadanYards, начиная с 2008 года. Приход российского капитала прогнозируемо не произвел никакого эффекта для оздоровления "Океана". Это был непрофильный бизнес для семьи Юсуфовых, специализировавшейся преимущественно на энергетике и недвижимости. В результате, в 2009 году WadanYards из-за финансовых проблем, непогашенных кредитов и нехватки заказов оказалась на грани банкротства. Под чутким руководством председателя наблюдательного совета завода Сергея Копылова на протяжении 2010-2011 годов завод продолжал сваливаться в "крутое пике".
Задолженность предприятия в этот период превышала 800 млн грн, из которых 50 млн грн - заработная плата. Недаром первый иск от Пенсионного фонда Украины был подан именно в этот период. Специалисты отрасли не находили ничего удивительного в подобном хозяйствовании россиян на украинском заводе. В планы Юсуфова никогда не входило развитие завода. Президент "Укрсудпрома" Виктор Лисицкий не исключает, что сама покупка являлась банальным захватом и установлением контроля над перспективным конкурентом российских верфей. "То же самое - практически полную остановку - россияне сделали с двумя немецкими верфями, купленными пакетом с "Океаном", - отмечает он. Итогом их "эффективного" владения николаевским заводом стало возбужденное в 2012 году дело о банкротстве "Океана" и как апогей - открытие 1 ноября 2013 года ликвидационной процедуры предприятия.
После этого, игнорируя все законодательные нормы и юридическую логику, структуры Юсуфова попыталась провести общее собрание акционеров 4 ноября 2013 года. На тот момент они уже давно вели судебную тяжбу в международных судах с Константином Жеваго за контрольный пакет акций. Им надо было принять ряд защитных действий, чтобы окончательно не потерять завод. По словам юристов, нелепость ситуации заключалась в том, что с момента введения ликвидационной процедуры, полномочия всех органов управления обществом упраздняются. "Их перебирает на себя ликвидатор и арбитражный управляющий", - рассказал партнер адвокатской фирмы AstapovLawyers Олег Мальский.
Тем не менее, собрание было объявлено. Однако из-за грубейших нарушений при его подготовке оно признано несостоявшимся, в частности, из-за отсутствия кворума. Это засвидетельствовали в Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку и миноритарные акционеры. Несмотря на это, спустя неделю менеджеры Юсуфова распространили, якобы от имени завода, сообщение, в котором заявили, что провели собрание и избрали новый состав наблюдательного совета. И сегодня от имени этого органа в судах рассматриваются их ходатайства, которые с легкостью удовлетворяются слугами украинской фемиды.
Люстрация только снится
14 мая 2014 года Высший хозяйственный суд отменил ликвидационную процедуру "Океана", вернув ее на стадию распоряжения имуществом. Это решение позволило россиянам поднять голову. В тот же день нелегитимный наблюдательный совет назначил руководителем предприятия Валерия Морозова. А уже 1 августа 2014 года Хозяйственный суд Николаевской области удовлетворяет ходатайство того же набсовета, и обязывает государственного регистратора внести соответствующие изменения в госреестр.
Кто же такой новый президент "Океана" Валерий Морозов? Его профессионализм в делах судостроения весьма сомнителен. Известен тем, что работал в крюинговых компаниях, а также возглавлял предприятие-фантом "Порт-Сервис", которое ранее располагалось на мощностях Черноморского судостроительного завода. За время "руководства" Морозовым предприятию неоднократно предъявлялись претензии в уклонении от уплаты налогов, неисполнения взятых им обязательств перед заказчиками, задолженности по заработной плате.
По мнению члена парламентского комитета по вопросам промышленной и инвестиционной политики Евгения Мельника, россияне пытаются восстановить контроль над украинским стратегическим предприятием исключительно с помощью коррумпированной судебной системы. "Пользуясь отвлечением внимания власти и общественности на военные действия на востоке Украины, агенты Кремля пытаются нанести очередной удар по украинской промышленности. Незаконными методами установить контроль над стратегическими предприятиями", - считает он.
В последний момент областное управление юстиции, очевидно разобравшись в ситуации, отозвало изменения в Госреестре в отношении Морозова, который был назначен нелегитимным набсоветом. Тем не менее, член этого набсовета Шумило уже поспешил заявить, что "акционеры" не оставят своих попыток установить контроль над предприятием и будут подавать новый пакет документов в Госреестр. Так что самое интересное еще впереди, и мы сможем ознакомиться еще не с одним решением украинских судей, которое остро поставит вопрос о скорейшей люстрации украинской судебной системы.