В день заявления об отставке министра экономического развития и торговли Айвараса Абромавичуса сложить с себя полномочия изъявили желание и все его заместители. РБК-Украина записывал интервью с торговым представителем Украины Наталией Микольской за неделю до громких обвинений министра в коррупции депутата, друга, некогда бизнес-партнера президента Игоря Кононенко. Микольская заверяет, что все проекты она закончит, а в качестве торгпреда будет работать столько, сколько потребуется. О конфликте в правительстве, о влиянии российских санкций на украинскую экономику, перспективах страны по завоеванию европейских рынков в первой части интервью РБК-Украина.

РБК-Украина: Не безответственно ли ваше решение и решение всей команды министра экономического развития подать в отставку? Фактически страна во время эконмической агрессии России и запуска зоны свободной торговли, когда нужно отстаивать интересы с еще большей силой, останется без торгового представителя.

Наталия Микольская: Я не политик. Меня отобрали и назначили на эту должность, исходя из моих профессиональных качеств и опыта. Поэтому, еще раз хочу подчеркнуть, что я не оставляю страну без торгового представителя, а доработаю столько, сколько потребуется. По проектам, которые начаты, я готова работать в любом статусе. Для меня важно, чтобы все, что мы начали, нашло продолжение.

Но, я считаю, что еще более безответственно молчать о системных проблемах, которые сейчас в украинской власти, в том числе, проблемы с распределением власти и не вмешательством в работу технократов. Нам поверил бизнес - спасибо за это! Но оправдывать его доверие дальше при таких условиях практически невозможно. Я готова и буду двигаться дальше! "Лупайте сю скалу ... ибо вам суждено скалу сесю разбить". В этой борьбе мы должны победить.

РБК-Украина: С 10 января Украина ввела зеркальные санкции против российской продукции. Можно ли уже говорить об эффекте?

Наталия Микольская: Эффект виден, когда хотя бы есть статистические данные по результатам месяца. Мы пониманием, что оперативные данные у нас будут к началу марта. Мы можем говорить об определенных оценках по результатам нашего общения с экспортерами. Январь, традиционно, не активный месяц. Плюс все, кто должны были поставлять продукцию, отложили операции. И, таким образом, экспортерам удалось достаточно сильно минимизировать свои потери, связанные с простоем автомобилей из-за ограничений транзита со стороны России. Поэтому, я думаю, что объективные и реальные результаты мы увидим в марте. Для нас важнее сейчас - потери по торговому эмбарго. По экспорту - минус 155 млн долларов. Это трезвые и реалистичные оценки, если не брать рост. Влияние на российский импорт - 170 млн долларов.

РБК-Украина: Насколько болезненные для России эти потери и наши ограничения?

Наталия Микольская: Задача не сделать больно, а адекватно отреагировать на их действия.

РБК-Украина: Наш список торговых ограничений шире, чем российский. Почему?

Наталия Микольская: Я бы так не сказала. Я бы сказала, что было много разных рабочих вариантов, несколько подходов.

РБК-Украина: Если сравнивать, то, например, РФ ввела ограничения в основном по аграрным товарам. У нас, помимо этой продукции, санкции и на локомотивы, на химию, в том числе, и бытовую.

Наталия Микольская: Список получился шире по количеству тарифных линий, но мы исходили изначально из объемов взаимной торговли. Потому что объективно у нас экспорт аграрной продукции в Россию в силу тех ограничений, которые РФ вводит с 2013 года, смешной. Если бы мы взяли и ввели зеркальное эмбарго, мы бы не покрыли даже трети российского эмбарго. В связи с этим была идея оттолкнуться от российского списка и покрыть зеркально по объемам наши потери. При этом мы исходили не из оценки экспорта по позициям, которые Россия ограничивала в 2015 году, а исходили на плюс-минус взвешенные объемы за 3 года. Кроме того, когда разрабатывали список, исходили из того, что и чем мы можем заменить, то есть, что есть на внутреннем рынке, чтобы не было дефицита, и что мы можем ввозить из ЕС по нулевым пошлинам, чтобы потребитель не ощутил на себе значительных колебаний цен. И основная позиция Минэкономразвития была в том, что мы не ограничивали сырье. Ограничивать сырье - объективно не правильно, потому что от этого пострадают наши производители.

РБК-Украина: Вопрос, который наверняка вам задавали многие, но я для себя так ответа и не нашла. Почему только сейчас Украина решилась на введение торговых ограничений?

Наталия Микольская: Украина - порядочный и честный член ВТО, который выполняет свои обязательства. В ВТО есть процедура, как реагировать на нарушения государством правил и ограничений, которые вводила Россия. Это обращение к процедуре по урегулированию споров. Я не знаю и не понимаю, почему правительство так долго к этому шло, хотя некоторые нарушения у нас уже достаточно долго длились. Мы для себя определили первоочередные задачи: обращаемся в ВТО и оспариваем нарушения, которые есть. По вагонам подали, следующим этапом должны были быть нарушения, которые касались продуктовой линейки. Но после того, как РФ незаконно и неправомочно вышла из договора о ЗСТ СНГ, что уже само по себе есть нарушением международного права, применила эмбарго и подняла пошлины, в ответ на незаконные действия Украина имеет право применять контрмеры. То есть мы дали оценку действиям Российской Федерации, дождались фактического нарушения этих правил и приняли контрмеры. Если говорить простыми словами, Украина не является беспредельщиком, как Россия, которая что хочет, то и делает.

РБК-Украина: 20 января Кабмин расширил перечень контрмер против российского импорта еще на 70 товарных подкатегорий. Этому предшествовали консультации с производителями и профильными ассоциациями. Что предлагал бизнес, и что в итоге не попало туда?

Наталия Микольская: Запросов от бизнеса было много и разных. Некоторые были обоснованные, некоторые - нет. Возможно, мы вернемся к обсуждению этого вопроса, так как Россия не прекращает процесс агрессии. Наша позиция была в том, что эмбарго РФ - в основном продуктовое. Мы в ответ должны применять продуктовое эмбарго. Но, возвращаюсь к нашему принципу, мы вводили контрмеры на товары, которые легко можно заместить на внутреннем рынке, потому что цель-защита нашего производителя. Все заявления в отношении сырьевых товаров мы не рассматриваем. И третье, о чем все должны помнить: какие-либо запреты не должны приводить к монополизации рынка.

РБК-Украина: Поскольку в том числе и экономическая агрессия не прекращается, то не исключено и дальнейшее расширение санкций со стороны Украины?

Наталия Микольская: Я думаю что преждевременно пока делать заявления по этому вопросу. Но я считаю, что Украина должна адекватно реагировать на агрессию РФ, а не сидеть и ждать, и не защищать свой внутренний рынок, но обязательно исходя из своих международных обязательств.

РБК-Украина: Чем Украина заменила уже эти товары из списка, потому что потребитель, учитывая войну и политический кризис между странами и так отказывался от продукции из РФ? Не стоит опасаться дефицита и роста цен после введения уже конкретных торговых ограничений?

Наталия Микольская: Дефицита не будет, потому что мы говорим о товарах, которые производятся и в Украине. У нас производятся все товары, которые требуются человеку для нормальной жизни и существования. Во-вторых, все глобальные корпорации, которые поставляли товары в Украину из РФ, могут переориентировать свои цепочки поставок и начать завозить из Венгрии, Польши и других стран ЕС. Или, возьмем яркий пример, с батончиками или жевательными резинками. Часть из них начали завозить из США и цены на них не поднялись. Да, торговые сети говорят, что отказались от российских товаров, но все равно на полках их достаточно много. Да, потребитель меньше стал отдавать предпочтение таким товаров, но многие ничего не понимают в товарных кодах и не обращают внимание на такие вещи. Но есть еще один важный момент. У нас достаточно большая проблема с контрабандой. Если посмотреть на полки магазинов, стоит икра с надписью "Made in Russia". А если взять статистику, то в 2015 году в Украину зашел такой мизерный объем икры из Российской Федерации, что возникают вопросы, как она оказалась на полках.

РБК-Украина: На самой таможне говорят, что введение санкций - дополнительный стимул для нелегального ввоза.

Наталия Микольская: Это было и до введения санкций. Но лучше бы таможня это рассматривала, как дополнительный стимул лучше работать. И у таможенников сейчас есть большое задание -мониторить поставки товаров, которые находятся под эмбарго и под уплатой пошлин не только из России, а и с других стран, через которые может идти импорт РФ.

РБК-Украина: Когда полностью с полок украинских магазинов исчезнут российские товары?

Наталия Микольская: Для этого у нас есть соответствующие службы, которые должны это контролировать. Каждый товар завозится по документам, на него должны быть грузотаможенные  декларации, документы, связанные с датой производства, сроками хранения. И товары могут исчезнуть с полок, наверное, тогда, когда закончатся сроки реализации. Все службы - и по защите прав потребителей, и СБУ, которая также занимается экономическими преступлениями, и налоговая милиция - должны осуществлять контроль, чтобы, в том числе, и контрабанда не попадала в Украину.

РБК-Украина: Помимо торговых запретов, Россия заблокировала и транзит грузов из Украины в Азию по своей территории. Транзит возможен только из Беларуси. Какие данные есть на сегодняшний момент, сколько вагонов и транспортных средств все-таки прошли оформление и начали перемещение по территории России?

Наталия Микольская: По данным оперативного штаба на утро 27 января, закрыта граница для транзита в Казахстан. По информации бизнеса, появилось требование получения разрешения Роспотребнадзора для транзитных товаров, на которые есть эмбарго.

РБК-Украина: То есть, это фактически новое требование, помимо формирования конвоя, оборудования транспортных средств системой Глонасс?

Наталия Микольская: Россия - это достаточно специфическая страна. Такие вещи и требования могут возникать еще и потому, что кто-то где-то захотел заработать денег. Это пока единичный случай и оперативная информация. Мы ее подтвердим, но опять-таки это не будет официальной информацией, потому что мы не находимся в прекрасных отношениях с Роспотребнадзором. 26 января произошел запрет транзита по территории РФ живых свиней, как из Украины, так и тех, которые перемещались по Украине. То есть, вводится дополнительное ограничение, которое они объясняют африканской чумой. Кроме того, Россия вернула не только украинские вагоны, но и несколько вагонов из других стран. Пока не хочу называть откуда, но скажу лишь, что и европейские вагоны в том числе. Эти страны проверяют также эту информацию и, когда подтвердят, то, думаю, будет реакция. Это не массовый факт. 206 вагонов с 1 января возвращено. Все они распределены, кроме одного. 158 пошло через Беларусь, 47-все-таки через РФ. Интереснее информация по автомобилям. С 11 января на Казахстан все идет через Беларусь. Все вынуждены ждать формирования конвоев. В конвое до 10 автомобилей. На данный момент пошло 2 конвоя, движется очень медленно-200-250 км в день. Вторник и четверг определены, как дни отправки конвоев. То есть мы говорим о том, что искусственно создаются препятствия для наших перевозчиков.

РБК-Украина: Оцените объем потерь украинских экспортеров и перевозчиков от введения ограничений по транзиту.

Наталия Микольская: Пусть конвои дойдут до Казахстана. Первый конвой, который вышел 19 января, на 26 число еще не достиг территории Казахстана. Я так смотрю, что поезд, который идет по "шелковому пути" будет доходить быстрее. 5-6 конвоев пусть пройдет, тогда объективно можно будет говорить об убытках.

РБК-Украина: Как РФ объясняет свои действия? Ведутся ли консультации на межправительственном уровне о разблокировании ситуации?

Наталия Микольская: Сейчас общения нет, но мы надеемся, что оно произойдет в рамках ВТО и при участии наших торговых партнеров. Консультации у нас идут только по вопросам взаимных разрешений на автомобильные перевозки. До 15 февраля продлили взаимные разрешения с РФ. С Беларусью также ведется диалог на достаточно высоком уровне по всем вопросам:  по снижению тарифа на ж/д перевозки, и по увеличению количества разрешений на автомобильные перевозки. Тариф за день уменьшить нельзя. Необходимо им дать хотя бы объемы и "Укрзализныця" с Мининфраструктуры над этим работают.

РБК-Украина: О каком снижении тарифа может идти речь?

Наталия Микольская: Мы говорим, что от 28 до 50% у нас получается дороже, если ехать через Беларусь. Мы должны просить о снижении на 10-30%. О каком тарифе договоримся, - посмотрим.

РБК-Украина: Правительство рассматривает альтернативный маршрут по морю в обход территории РФ. 15 января был запущен первый контейнерный состав. Назовите приблизительный тариф, который может быть по этому маршруту.

Наталия Микольская: Это вопрос правильнее адресовать "Укрзализныце" и Мининфраструктуры.

РБК-Украина: МЭРТ также принимает участие в переговорах.

Наталия Микольская: МЭРТ принимает участие в стратегическом планировании и помогает в переговорах по уменьшению тарифов.

РБК-Украина: Каким образом, за счет чего тариф можно снизить?

Наталия Микольская: Об этом можно говорить, когда мы достигнем договоренностей со всеми странами, которые принимают участие в этом маршруте. Планируется ряд визитов в эти страны. Я не буду говорить когда, поскольку они требуют подтверждения все сторон. Но это будет в ближайшее время.

РБК-Украина: Ряд экспортеров самостоятельно изучали этот маршрут и говорят, что он вдвое дороже им обходился, чем сухопутный и оптимизировать расходы по этому маршруту, например, возможно за счет максимально больших объемов перевалки. На какой объем рассчитывает Кабмин?

Наталия Микольская: Давайте начнем с того, что бизнес использовал этот маршрут, когда не было договоренностей со всеми железными дорогами. Маршрута, как такового не было. Они сами договаривались, соответственно не имели ни сквозных тарифов, ни поддержки, ни договоренностей о возвращении пустых вагонов. Тариф формируется не только из объемов товаров, который идет в ту сторону, и из товаропотока, который идет назад. Поэтому только на основании того, что делали некоторые экспортеры не правильно оценивать перспективы альтернативного маршрута. Из информации, которая у нас есть - многие автоперевозчики уже сейчас заинтересованы в том, чтобы доставлять фуры на паром. Бизнес ведет постоянный диалог с Мининфраструктуры, обсуждают потенциальные объемы, грузы и тарифы, им интересно поставлять свои товары в те страны, где пролегает маршрут.

РБК-Украина: Когда 30 декабря правительство в оперативном порядке принимало постановление о введении запрета на ввоз на таможенную территорию товаров из России, в документе была допущена техническая ошибка. Фактически она привела к блокированию транзита через нашу территорию. Какие последствия могут быть, потому что Украина на несколько недель оказались таким же нарушителями, как и Россия? Воспользуется ли этой ошибкой РФ, по вашему мнению?

Наталия Микольская: Я бы не говорила об ошибке. Я бы говорила о просьбе ГФС уточнить положения соответствующего постановления. У Украины есть международные обязательства, предусмотренные ГАТТ ВТО, об обеспечении свободного транзита.

РБК-Украина: Я говорю об отсутствии конкретизации в постановлении. Ввоз - это может быть любой режим.

Наталия Микольская: А норма в статье 5 ГАТТ 94, которая является нормой международного соглашения, которая имеет прямую юридическую силу, предполагает свободу транзита. ГФС попросила уточнить, чтобы на пунктах пропуска не было проблем.  Поэтому моя позиция: мы ничего не запрещали. На данный момент мы ничего не нарушаем.

РБК-Украина: А на тот момент, до того как правительство уточнило и прописало конкретные пункты пропуска, через которые осуществляется транзит?

Наталия Микольская: Транзит прошел? Прошел. Никаких задержек на границе нет. Если были конкретные случаи, будем разбираться, потому что много спекуляций вокруг этой темы. Мы, очевидно, не собирались запрещать транзит и не запрещаем его на данный момент. Об этом говорили я, министр (Айварас Абромавичус - ред.) и премьер-министр. Поэтому я не вижу оснований для какой-либо реакции со стороны ВТО. В любой стране при введении какого-либо нового режима, возможны сбои. Основная задача, если перебои и имели место, чтобы проблема была исправлена. И мое задание, как торгового представителя, который, кроме экспорта, отвечает еще и за импорт и свободу транзита, чтобы транзит шел по территории Украины. В связи с этим было разработано и принято постановление, чтобы ни у кого не возникало вопросов и сомнений, что транзит разрешен.  

РБК-Украина: В конце февраля состоится Генсовет ВТО. С какой позицией Украина поедет туда? На данном этапе есть ли поддержка со стороны членов ВТО и, что в итоге может получить Россия за систематическое нарушение правил международной торговли?

Наталия Микольская: В ВТО есть несколько органов. Генсовет-орган, который собирается обсуждать глобальные проблемы. Поэтому говорить о том, что там мы обсудим все проблемы с Россией, неправильно. В каждом органе ВТО есть свой формат обсуждений. Детально проблемы с РФ будут обсуждаться на совете по торговле товарами, которая по расписанию запланирована на март. На Генсовете ВТО наше задание - привлечь внимание членов ВТО к ситуации и к тому, что это не одномоментные вещи, а агрессия, а также обратить внимание, что Россия нарушила святой принцип Всемирной торговой организации - свободу транзита. 

РБК-Украина: Если в феврале только обратим внимание на проблему, то чего стоит ожидать в марте?

Наталия Микольская: В марте мы ожидаем уже конкретных ответов со стороны России на все вопросы. Они могут ответить, как всегда: "Нет, мы ничего не запрещали и не запрещаем". Поэтому мы готовим аргументы, подтверждения, работаем с другими членами ВТО, которые могли пострадать.

РБК-Украина: Может это вылиться в дополнительные санкции для России?

Наталия Микольская: Санкции вводят наши торговые партнеры. Дополнительная агрессия со стороны РФ будет подтверждением того, что они правильно применили санкции и должны их дальше продолжить. 

Продолжение интервью читайте на сайте "РБК-Украина" 5 февраля

Беседовала Наталья Непряхина