Павел Костицын, специально для РБК-Украина

Концепция реформирования налоговой системы Украины обсуждается с середины лета. Причем, было презентовано несколько альтернативных вариантов перестройки налогообложения в нашей стране. Например, помимо правительственной концепции, которую представил в начале августа премьер Арсений Яценюк, свое видение налоговой системы Украины выражали многие инициативные группы. В частности, гражданская платформа "Новая страна", которая представлена бизнесменами, банкирами, финансистами и юристами.

Тем не менее, Государственная фискальная служба (ГФС) вынесла на всеобщее обсуждение именно проект концепции Кабмина, который размещен на сайте ГФС. Помимо неоднократно озвученного сокращения количества налогов, унификации налогового и бухгалтерского учета, пересмотра спецрежимов для АПК, многие упустили из виду достаточно масштабные изменения в налогообложении физлиц. А ведь именно подоходный налог и начисления на зарплатный фонд касаются практически любого украинца.

Попытка номер шесть

Разработчики концепции из Кабмина резонно замечают, что общая налоговая нагрузка на зарплатные доходы в Украине сейчас составляет 54,5%, что в 1,5 раза больше, чем в Евросоюзе. В связи с этим структуру налоговых отчислений, а также их пропорции нужно менять. "Нам нужно добиться лучших условий налогообложения в Украине. Как минимум, снизить налоговую нагрузку до уровня Западной Европы. А лучше - еще ниже", - заявил на одном из своих выступлений экс-министр Минэкономразвития и торговли Павел Шеремета.

Причем, Кабмин хочет не уменьшать ставки единого соцвзноса (ЕСВ) и НДФЛ, а именно пересмотреть структуру этих сборов, для чего и предложено 6 моделей, которые способны приносить госбюджету от 3,5 млрдгрн до 14,7 млрд грн в год.

Дополнительно.

Первая модель предполагает пересмотр ставок налога на доходы, а также расширение его шкалы, что должно дать бюджету дополнительные 3,5 млрд грн. И, если в данный момент с суммы до 10 минимальных зарплат взимается 15%, а свыше этой планки - 17% налога, то после изменений при сумме дохода от 10 до 17 МЗП ставка составит 20%, а от 17 МЗП - 25%. Условно говоря, получив сейчас на руки 25 тыс. грн, сумма подоходного налога составит около 4 тыс. грн. В новой шкале она вырастет до 4,5 тыс. грн. Хотя, безусловно, коснется это изменение тех, кто зарабатывает от 21-22 тыс. грн в месяц и выше.

Второй вариант изменений в НДФЛ предусматривает механизм, аналогичный первой модели, но за тем исключением, что ставка налога в 20% будет распространяться на доходы от 10 до 40 МЗП. И только те, кто зарабатывает свыше 40 МЗП (от 51 тыс. грн в месяц), отдаст государству 25% налога. Бюджет за счет этого получит 2,5 млрд грн доппоступлений. Хотя верится в этом с трудом, учитывая столь "задранную" планку налога.

Третья модель НДФЛ полностью копирует предыдущую. Но в ней облагаться будут также и доходы в размере до 1-й МЗП по ставке 10%. Кроме того, Кабмин хочет отменить налоговую социальную льготу. Да, это возможно позволит бороться с зарплатами в конвертах. Они станут попросту экономически невыгодными. Но, с другой стороны, такой подход ударит по наименее защищенным слоям населения. Хотя бюджет хочет пополнить доходную часть благодаря этому механизму на 4,7 млрд грн.

Четвертый вариант реформирования полностью меняет шкалу НДФЛ. Для доходов, эквивалентных 5 МЗП, ставка составит 15%, от 5 до 17 МЗП - 20%, свыше 17 МЗП - 25%. Эта модель повторяет отчасти предыдущую, но более разумна с точки зрения борьбы с уклонением от выплаты "белых" зарплат. Равно, к слову, как и пятая модель, где планка налогообложения снижена не до 5 МЗП, а до 3 МЗП. Поступления в бюджет в этих случаях вырастут на 5,1-8,9 млрд гривен.

 

Последняя, шестая модель предлагает обложить НДФЛ по ставке 15% все доходы до 1 минимальной зарплаты, от 1 до 17 МЗП - по ставке 20%, и свыше 17 МЗП - по ставке 25%. Государственная казна в данном случае, как подсчитали законодатели, пополнится суммой в 14,7 млрд грн.

Помимо этого, предлагается унифицировать ставку налога для всех видом пассивных доходов, и применять к ним ставку 15% (то есть, и для дивидендов, и для процентов по депозитам, и по облигациям).

Многое не учтено

В принципе, в расширении шкалы НДФЛ есть смысл. Во-первых, как было сказано, это значительно снизит интерес к минимизации официальных зарплат. Во-вторых, сделает более справедливым обложение доходов богатого населения.

С другой стороны, эксперты справедливо отмечают: существенно нагрузка на зарплатный фонд не снизится. "Начисления на заработную плату, если не будут меняться ставки НДФЛ (а предлагает их увеличить), сократятся лишь с 54,5% до 42,3%, что оставляет Украину с наивысшей налоговой нагрузкой в Европе", - отмечает эксперт группы "Налоговая реформа" Илья Несходовский.

Проблема в том, что затрагивая НДФЛ, Кабмин отказался уменьшить единый совцвзнос, который колеблется сейчас от 36,8% до 50%. Правительство предложило два варианта: сохранить 41% единого социального взноса ЕСВ на фонд оплаты труда в пределах минимальной зарплаты и уменьшение до 15% ставки ЕСВ на превышение МЗП; либо установить ЕСВ в пределах МЗП в размере 37% и уменьшить его до 17% на большие суммы.

Однако, эксперты считают, что такой подход не приведет к "обеливанию" зарплат, и необходимо идти по пути радикального снижения ставки ЕСВ. Например, до 18% и установить переходный период, во время которого использовать указанную ставку налога смогут лишь те предприятия, которые вдвое повысят заработную плату для своих сотрудников. К слову, даже в Кабмине Николая Азарова предлагали такой вариант. Новое правительство от него открестилось.

Помимо этого, предложенные шесть вариантов реформирования НДФЛ вызывают скепсис еще и по той причине, что они основаны на расчетах, которые не предусматривают создание новых рабочих мест. То есть правительство даже не учитывает возможность выхода зарплат "из тени" и новых дополнительных поступлений в государственный бюджет после такого выхода.

"А ведь налоговая реформа нужна, в первую очередь, для того, чтобы легализовать зарплаты 5 млн человек. Правительственная же концепция не содержит прогнозов относительно количества работников, чьи зарплаты выйдут "из тени" в случае введения предложенных изменений", - соглашается первый заместитель главы комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Оксана Продан.