РБК-Украина: Ритейлеры считают, что Вы хотите поставить отрасль на колени. Что они под этим подразумевают и есть ли основания для таких утверждений?

Сергей Орехов: Я уже не один раз говорил, что если выполнение Госпотребинспекцией своих полномочий ставит какой-то рынок «на колени», стоит пристальнее присмотреться к этому рынку.

С такими заявлениями, насколько мне известно, наиболее рьяно выступили только руководители «Эльдорадо» и «Фокстрота», хотя инспекция проверяла и проверяет все розничные сети. Без сомнения, это одни из крупнейших розничных сетей бытовой техники в Украине, и их руководители считают себя «крупными бизнесменами».

Наверное, это и позволяет им уповать на вседозволенность и работать по старой схеме, когда, по их мнению, все вопросы можно было решить кулуарно и, возможно, используя свои связи или коррупцию, в той или иной мере, можно договориться с любой властью. По принципу: нет такой власти, которую нельзя купить за деньги или за большие деньги.

В этом смысле мы видим, что часть патриотичного крупного бизнеса приняли решение сегодня поддержать власть, а не использовать ее. С другой стороны, есть ряд «олигархических недорослей» это прежде всего Виктор Полищук из «Эльдорадо» и Валерий Маковецкий, совладелец «Фокстрота», которые по всем признакам пытаются коррумпировать нынешнюю власть.

РБК-Украина: У Вас есть факты, что названные вами владельцы сетей пытаются использовать нынешнюю власть, коррумпировать?

Сергей Орехов: Для полноты понимания абсурдности ситуации и непорядочности этих людей, надо коснуться истории вопроса.

Краткая хрестоматия такова. Мы на основании писем людей, обращений в Госпотребинспекцию, провели проверку ряд сетей, среди которых были «Эльдорадо», «Фокстрот», Comfy и ряд других. Мы выявили нарушения. Причем крупные нарушения, которые говорили, что половина и более продукции реализуемой в розницу, являются контрабандой и контрафактом. Мы доложили об этом руководству страны и обратились в Генпрокуратуру.

Ко мне посыпались звонки от самых высокопоставленных чиновников с просьбой не трогать эти сети. Я настоял на том, что все решается по закону и решается в суде, как во всех цивилизованных странах.

Мы подготовили документы и обратились в судебные инстанции. Сразу же получили новые угрозы. Возможно, вы помните, что ряд депутатов от Партии регионов обратились в премьеру Азарову и публично пригрозили мне, что если мы не отзовем свои документы, то они снимут меня с должности.

В это время начался Майдан и пыл «защитников криминального бизнеса» поубавился. По моим сведениям, часть нардепов от правящей на тот момент партии уже внесли в повестку дня заседания фракции в Верховной Раде вопрос о снятии меня с должности. И это несмотря на то, что прошли судебные заседания и суд подтвердил процедуру проведения проверок и законность принятых Госпотребинспекцией санкций, а значит - нашу правоту. Более того, суд подтвердил штрафные санкции, выписанные, в частности, «Эльдорадо» и «Фокстроту».

То есть, наверное это один из немногих примеров, который показывает, что стечение обстоятельств, выступления народа против власти и коррупции, не позволили сработать «позвонковому праву».

РБК-Украина: То есть, Майдан, а не закон помог отстоять вам позицию?

Сергей Орехов: Ну, во-первых, не мне, а Госпотребинспекции, которая, не хочу разбрасываться громкими словами, но выступила не на стороне власти, а на стороне народа.

Вы поймите, что те же «Эльдорадо» и «Фокстрот уклонялись от налогов на территории Украины. Фактически, «Эльдорадо» подрывало экономическую мощь государства. Посмотрите, какой оборот у компании, сколько они завозят товаров - это десятки миллиардов гривен, и платят при этом государству копейки налогов. При этом, они завозят контрафакт в обход таможенных органов, от чего страдает отечественный производитель и простой украинский человек.

А что касается Майдана, то его начало позволило довести дело до логического конца - сегодня эти сети должны выплатить государству штрафы, которые определил не я, а закон и подтвердили суды.

В то же время, ко мне неделю назад в кабинет пришли представители «Эльдорадо» и «Фокстрота», я имею в виду господ Полищука и Маковецкого, и угрожали тем, что если Госпотребинспекция не отзовет свои иски, то они договорятся с людьми на Майдане, приведут их в Госпотребинспекцию и сожгут здесь все. Кроме того, угрожали, что новая власть меня порвет «как тузик тряпку», прикрывались фамилиями и должностями премьер-министра Арсения Яценюка и Генпрокурора Олега Мохницкого.

Я у них спросил, зачем вообще нужен был Майдан, зачем нужны были жертвы, чтобы те, кто прятался за спинами ребят снова выстраивали свои грязные схемы? Они только ухмыльнулись. Я не хочу верить, что в их словах есть хоть доля правды, но все же об этом написал докладные записки в СБУ и Генпрокуратуру.

В то же время, звонки от этих ребят с попыткой меня запугать продолжаются. Кроме того, эти «младоолигархи» разворачивают в печати очередную кампанию по дискредитации Госпотребинспекции и меня лично. Цель которой очевидна - дискредитировать Госпотребинспекцию, отменить правдой и неправдой судебные решения и продолжать свои черные контрабандные схемы.

РБК-Украина: И чего хотят от Вас лично представители «Эльдорадо» и «Фокстрота»?

Сергей Орехов: Требование простое - отменить штрафы, хотя сами горе-коммерсанты признают законность наших решений и считают, что просто законы выписаны неправильно. Но если у вас есть вопросы к законам, то правильно было бы их менять и использовать народных депутатов не для моего запугивания и давления на Госпотребинспекцию, а для внесения изменений в законодательную базу.

К слову, понимая свою ответственность, представители этих сетей в ноябре прошлого года сами предложили подписать и подписали меморандум с Госпотребинспекцией. В меморандуме был пункт об изменении законов. И это цивилизованный, европейский путь.

Но сейчас в позиции «Фокстрота» и «Эльдорадо», да и не только этих торговых сетей, опять появилась немалая доля наглости и лукавства. Они утверждают, что наше ведомство намеренно мешает им получать прибыль и платить с нее налоги государству. Перво-наперво, хочу сказать, что сбором налогов у нас занимается совсем другой государственный орган. Считать, сколько получил или недополучил государственный бюджет - это обязанность Министерства доходов и сборов (ликвидирован Радой, - ред.). А наша задача - защищать украинского потребителя от некачественных товаров и услуг.

РБК-Украина: Но, может быть, Вы действительно перегибаете палку и не даете работать этому бизнесу?

Сергей Орехов: А вы сами мне скажите, правильно ли наполнять бизнесу только свои карманы и, нарушая законы, в незначительной степени государственный бюджет? И это ценой здоровья и даже жизни украинских граждан, пострадавших от некачественной бытовой техники. Я твердо уверен, что нет!

К тому же штрафы, которые мы накладываем на нерадивых продавцов, точно так же направляются в государственную казну, как и налоги. Причем, зачастую, они приносят больше денег. Ведь контрафактная продукция попадает на прилавки магазинов без уплаты соответствующих пошлин, а штрафы это компенсируют.

Наши штрафные санкции совокупно составляют более 1,5 млрд грн, при том, что только «Эльдорадо» ввозит товаров на сотни миллиардов гривен. Более того, элементарные подсчеты показывают, что количество ввезенных товаров гораздо больше, чем количество реализованных. Это означает, что даже реализация идет серым образом, но это уже не зона нашей компетенции. Вот где теневые деньги и вот почему пустой государственный бюджет.

Что касается лично меня. Я пришел в инспекцию много лет назад. На моих глазах менялись правительства, к власти приходили разные лидеры и политические силы. И всегда находились желающие обвинить наше ведомство в давлении, неправомерных действиях, да и много в чем еще. Мы всегда становимся поперек горла теневому бизнесу. Нам не привыкать отбивать такие атаки. Хочу ответственно заявить, что я работал и работаю на закон и 46 млн граждан Украины, и не буду подстраиваться под любые коррупционные бизнес-группы.

РБК-Украина: Если вернуться к вопросу контрабанды, насколько серьезна ситуация с контрафактом?

Сергей Орехов: По открытым данным, только за прошлый год по двум самым крупным сетям «Эльдорадо» и «Фокстрот» наша инспекция обработала более 600 обращений граждан. Мы провели более 200 внеплановых проверок. Проверили более 13 тыс. единиц электробытовых товаров. Половину из них забраковали и сняли с реализации из-за несоответствия нормативным требованиям, отсутствия сопроводительных документов, подтверждающих качество и безопасность товара. Это вопиющие цифры. А каким образом этот товар попал в Украину - вопрос не к нам, а к другим компетентным органам.

Получается, что чуть ли не половина ассортимента торговых сетей - это товары непонятного происхождения. Ведь логотипы известных брендов - еще не гарантия того, что техника безопасна для потребителя и имеет легальное происхождение.

Сегодня Украина переживает серьезнейшие испытания. Контроль государства над многими отраслями экономики и общественной жизни ослаблен. Казалось бы, именно сейчас бизнес должен взять на себя ответственность за качество товаров и услуг, за свое поведение на рынке. Однако этого почему-то не происходит. Наоборот - злоупотребления только усиливаются.

РБК-Украина: Есть ли надежда, что со сменой власти переменится и ситуация в сфере защиты прав потребителей?

Сергей Орехов: Мне трудно что-либо прогнозировать, потому что многое зависит от самых решений и действий власти. Одно могу сказать, глядя на поведение отдельных игроков рынка сетей они пока изменяться к лучшему точно не собираются. Сегодня они пытаются давить на Госпотребинспекцию через Генпрокуратуру, министерства, новые гражданские институты власти и, как я уже говорил ранее, даже через Майдан.

Фактически получается, что часть компаний залазили в карман государству при прежней власти, собираются это делать и при новой. Мне кажется, что сегодня они просто стараются перенаправить ворованные деньги из одних властных карманов в другие, ищут покровителей в новых коридорах власти. Насколько это им удастся, покажет ближайшее будущее.

Но повторю, ни тогда, ни сейчас Госпотребинспекция не сдавалась, и сдаваться не собирается. Что бы ни происходило в Украине, мы будем продолжать защищать украинских потребителей.