Депутаты предлагают вернуть Таможенной службе статус самостоятельного контролирующего органа, который у нее был до 2012 года. Таким образом, Государственная фискальная служба может лишиться влияния на таможенников. Однако, как и с налоговой реформой, в этом вопросе камнем преткновения может стать МВФ. Да и Минфин видит Гостаможню исключительно в нынешнем виде. Бизнес отмечает: позитивных изменений объединение двух контролирующих органов не принесло. Но в то же время признает, что возвращение к старой структуре политику не изменит - главной функцией ведомства была и остается фискальная, что не способствует упрощению процедур и таможенного оформления.
Парламент в новом году настроен на реформирование таможенной структуры. 13 депутатов из разных фракций, в основном коалиции, зарегистрировали в Верховной Раде законопроект №3763 "О Национальной таможенной службе Украины". В случае его принятия Гостаможня может снова вернуть себе статус центрального органа исполнительной власти, подконтрольного Кабмину и, как говорят сами таможенники, наконец-то прекратить процесс поглощения налоговой службой.
"Действует принцип Золушки: менее 10% людей в структуре ГФС составляют таможенники, - рассказывает РБК-Украина один из сотрудников ведомства. - Два человека в центральном аппарате занимаются интеллектуальной собственностью, столько же - экспортных контролем, организацией таможенного контроля - 70 человек. Из 28 департаментов только 4 занимаются таможенным делом. Это нонсенс. Такого никогда не было. На уровне ЕС нас спрашивают, где делась таможня. Мы, как субъект процедуры, исчезли".
Механизм объединения был запущен в конце 2012 года при создании правительством Николая Азарова Министерства доходов и сборов. При смене власти Миндоходов было ликвидировано. На его месте создана Государственная фискальная служба. Однако налоговое и таможенное подразделения так и не были разведены.
Сам законопроект на сайте парламента еще не обнародован, но в распоряжении РБК-Украина оказался текст документа. Никаких новых полномочий для таможни депутатская инициатива не предусматривает. В текст внесены основные задачи, которые сейчас таможенные органы выполняют согласно Таможенному кодексу, а также полномочия, прописанные в Положении о ГФС.
Фото: основные полномочия, которые предпологается выделить Таможенной службе
Из новых норм в законопроекте стоит отметить появление Дисциплинарного статута, который планируется утверждать законом. По словам экс-руководителя таможенного направления в ГФС Константина Ликарчука, уволенного в сентябре прошлого года, по сути, статут - кодекс этики таможенника, несоблюдение которого может стать поводом для увольнения должностного лица.
Кроме того, депутаты предлагают вернуть деятельность Общественного совета и видоизменить принцип выплат социальной помощи при несчастных случаях или смерти во время выполнения служебных обязанностей. Все остальные нормы - процедура увольнения/назначения (на конкурсной основе) сотрудников, обеспечение жильем, предоставление медицинских услуг, права применения оружия, физической силы и общие принципы прохождения службы в таможенных органах - остаются неизменными.
Фото: предлагаемые депутатами нововведения
В Минфине законопроект не комментируют. По словам замминистра финансов Елены Макеевой, на сайте Рады текста документа нет, поэтому без анализа предложений депутатов по реформированию таможни сложно сказать являются ли они эффективными и целесообразными.
"Лично я вижу таможню в составе ГФС, но без функции сбора налогов, исключительно с сервисной функцией. Надеюсь, мы к этому дойдем", - отметила Макеева.
Глава ГФС Роман Насиров также не смог оценить законопроект и порекомендовал РБК-Украина поговорить об этом с МВФ.
Именно МВФ, как считают таможенники, может стать "роялем в кустах", который попытается заблокировать принятие законопроекта в парламенте. С лета прошлого года фонд вместе с ГФС реализует институциональную реформу. Переформатирование структуры службы, как и блокирование налоговой реформы в парламенте, может стать поводом для приостановки финансирования. В конце января ожидается, что начнет работу техническая миссия МВФ именно по таможенным вопросам.
Один из экс-руководителе таможни уверен, что реформирование по сценарию МВФ - это ущербный путь.
"Только непрофессионалы в условиях войны и без пяти минут большой войны превращают таможню в сервисный офис, а не в сильную защитную структуру. Американцы после 11 сентября это поняли. А мы играемся. Все европейские таможни имеют серьезные правоохранительные функции, как на границе, так и внутри страны. Мы же опустили роль и статус таможни до сборщика налогов, разрушили единую систему управления и т. д.", - считает экс-чиновник.
Оценки результатов слияния налоговой и таможенной служб в ГФС нет. Но еще в феврале 2014 года парламент принял постановление "Об усовершенствовании деятельности органов доходов и сборов", где, в частности, были даны рекомендации правительству при ликвидации Миндоходов создать соответствующие центральные органы исполнительной власти в сферах налоговой и таможенной политики.
1 марта 2014 года Кабмин принял постановление о ликвидации министерства и восстановлении двух служб, однако в конце мая процесс был приостановлен и создана ГФС. Стоит отметить, что при принятии парламентского постановления была подготовлена соответствующая аналитика, свидетельствующая о негативной динамике объединения, начиная от оплаты труда, сотрудничества с таможенными органами других стран, обмена информацией, до использования технических систем контроля.
Соавтор законопроекта, член парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Татьяна Острикова ("Сомопомич") добавила, что технологически процедура администрирования налогов существенно отличается. Если таможня взимает платежи ежедневно, то внутренние налоги администрируются периодично.
Кроме того, интеграция информационных баз не имела позитивного эффекта, так как требовала финансового обеспечения на актуализацию и обновление техники.
"Очевидно, что модель Миндоходов себя не оправдала. Разрушена вся система контроля за процессами поставок товаров, борьба с контрабандой не только не вышла на уровень, а и стала дополнительной нагрузкой для субъектов ВЭД, спровоцировав увеличение часовых нормативов и коррупционные риски. Потеряны важные направления, как экспортный контроль, таможенный пост-аудит", - пояснила Острикова.
Директор компании "Ламарин" (занимается таможенным оформлением грузов, Одесса, - ред.) Александр Лазарев добавляет, что качество услуг, оформления товаров существенно ухудшилось. Таможня практически прекратила развитие, в то время как ранее была локомотивом внедрения электронных технологий.
"Непонятно кто сейчас заведует таможенной базой данных. Сначала информацию с налоговой объединяли, а потом бросили, и данные не совпадают, и оформление блокируется", - уточнил Лазарев.
По данным Константина Ликарчука, фактически утрачен мониторинговый центр, а это, по сути, было управление таможенными пропускными пунктами в онлайн-режиме.
"Если вспомнить, то после Майдана все три руководителя таможенного направления просили разделения структур. Можно было подумать, что каждый хочет свое отдельное царство, но каждый хотел эффективности", - резюмировал он.
Ничего позитивно об объединении налоговой и таможни не может сказать и руководитель таможенного комитета Европейской бизнес-ассоциации Денис Шендрик.
"Размытые" полномочия, отсутствие координации не дают возможности бизнесу в оперативной режиме решать проблемные вопросы. Субъекты внешнеэкономической деятельности жалуются на то, что в экспортно-импортные операции теперь помимо таможенников вовлечены еще и налоговики с налоговой милицией, что не способствует быстрому и беспроблемному оформлению товаров. Кроме того, так и остался нерешенным вопрос с уполномоченными экономическими операторами, получение статуса которых дает право на упрощенную процедуру оформления.
В то же время, Александр Лазарев сомневается, что и возвращение к прежней структуре улучшит положение бизнеса. По его мнению, необходима системная реформа в изменении подходов к плательщикам, а пока таможенники будут выполнять фискальную функцию, переформатирование структуры результата не даст.
"У таможенников должна поменяться парадигма. Они сейчас под соусом, что нужно сделать бюджету хорошо, отжимают у бизнеса ресурсы. Причем я не говорю о коррупционной составляющей, а только о порядке подтверждения таможенной стоимости. Таможня, когда рассматривает документы, то считает, что это она определяет таможенную стоимость, а на самом деле это право декларанта, - заявил Лазарев. - По большому счету с таможней можно ругаться только в суде, и она это понимает, но это долго и дорого. Поэтому реформа должны быть с переводом акцента на пост-аудит".
Депутаты обещают, что первая сессионная неделя нового года - 26-29 января - начнется именно с таможенных вопросов.