Проект закона о Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг требует (НКРЭКУ) доработки. Такое мнение высказал РБК-Украина старший юрист компании "Лавринович и Партнеры" Дмитрий Савчук.

"Проект требует доработки как в части систематизирования полномочий НКРЭКУ, так и техники его изложения - некоторые статьи законопроекта дублируются. Кроме того, необходимо провести общественные обсуждения нескольких новелл законопроекта", - сказал юрист. По его словам, речь идет об уплате лицензиатами взносов на регулирование для финансирования НКРЭКУ и об отсутствии необходимости регистрировать решения комиссии.

Савчук отметил, что Конституция и закон "О центральных органах исполнительной власти" не предусматривают такого понятия, как "постоянно действующий независимый коллегиальный орган", о чем говорится в законопроекте. Он добавил, что создание комиссии является компетенцией правительства, а не президента. "Законом "О возобновлении действий отдельных положений Конституции Украины" от 21.02.2014 прекращены полномочия президента по созданию органов исполнительной власти, в том числе национальных комиссий регулирования природных монополий.

Согласно действующей Конституции, этими полномочиями, включая назначение руководителей органов исполнительной власти, которые не входят в правительство, наделен Кабинет Министров Украины", - сказал юрист. Он уверен, что в случае принятия закона в предложенной редакции в части полномочий президента создавать НКРЭКУ и назначать ее членов существуют значительный риск обращения в Конституционный суд для признания положений закона неконституционными.

В "Лавринович и Партнеры" полагают, что в правительственном варианте законопроекта наибольшее влияние на работу комиссии будет у президента. Среди других замечаний юрист назвал и нечеткие требования к квалификации членов НКРЭКУ. "Например, опыт работы на руководящих должностях не привязан к сферам регулирования НКРЭКУ, что дает возможность назначать лиц, далеких от вопросов как энергетики, так и коммунальных услуг", - сказал он.

Также есть несоответствия в порядке начисления зарплат членам комиссии. "Согласно ст. 33 закона "О государственной службе", условия оплаты труда госслужащих, размеры их окладов и доплат определяются КМУ. Следовательно, самостоятельное определение НКРЭКУ условий оплаты труда для своих членов и сотрудников аппарата не соответствует закону "О государственной службе" и не логично с точки зрения построения государственного аппарата, так как создает привилегии отдельным госслужащим", - пояснил Савчук.

Юрист также считает, что нечетко выписана норма о проведении открытых слушаний только по общественно важным вопросам. "Формулировка "важное общественное значение" не конкретна, субъективна и дает возможность для ее свободного толкования, выгодного в той или иной ситуации. В связи с этим считаем необходимым конкретизировать перечень вопросов, имеющих "важное общественное значение" или определить сферы, которых касаются такие вопросы", - сказал он.