Павел Костицын, специально для РБК-Украина

Госбюджет Украины ежедневно тратит на проведение антитеррористической операции (АТО) около 70 млн грн. Эта цифра была озвучена месяц назад Президентом Петром Порошенко. Получается, что ежемесячно "на войну" дырявая госказна выделяет более 2 млрд грн. При дефиците бюджета на уровне 30 млрд грн такую нагрузку страна выдержать не в силах. Потому остается только одна надежда - на благотворительные взносы и пожертвования со стороны неравнодушных граждан, которые перечисляют деньги, покупают военную форму, средства защиты, продукты, лекарства и т.д.

Однако проблема заключается в том, что сегодня средства, которые получают военнослужащие или их родственники, а также деньги, которые собирают волонтеры, включаются в состав годового налогооблагаемого дохода. Разумеется, взимание подоходного налога в данном случае демотивирует тех, кто готов оказать помощь военным, а также является определенной несправедливостью к получателям помощи.

В итоге, Администрация Президента инициировала от лица Порошенко законопроект №4455а, который предлагает пусть и временно, но освободить от подоходного налога суммы благотворительных отчислений военным. Причем этот документ депутаты перед уходом на летние каникулы уже приняли в первом чтении, отдав за него 281 голос.

Чуть полегчает

Суть изменений в Налоговый кодекс заключается в том, что на время проведения АТОАТОи в течение года, следующего за годом, когда война в стране закончится, благотворительная помощь в адрес военнослужащих, а также членов их семей, получивших ранения или погибших, не включается в состав годового налогооблагаемого дохода.

"Очень хорошо, что нормы законопроекта будут действовать "назад во времени": с начала объявления антитеррористической операции. То есть, налоговыми льготами смогут воспользоваться те участники АТОАТО которые получили благотворительную помощь после 18 марта 2014 г.", - отметил партнер правовой группы "Доминион" Михаил Гончарук.

При этом, помощь, которая предназначена для закупки товаров и продукции на нужды армии, или полученная в виде таких материальных благ, будет освобождена от налогообложения независимо от затраченной суммы.

Еще одна интересная норма: волонтеры, которые внесены в соответствующий реестр (его должна сформировать Государственная фискальная служба и обнародовать на своем сайте), и получающие деньги на свои счета для помощи участникам АТОАТО подоходный налог также платить не будут.

Не забыли и о бизнесе. Так, компании и предприятия, которые будут работать на благо военных, оказывая им услуги, перечисляя деньги, смогут без ограничения включать эти суммы в расходы. И уменьшать, таким образом, базу обложения налогом на прибыль. Правда, эта оговорка касается лишь тех военных частей, которые содержатся за счет госбюджета.

Кто проверит?

Невзирая на логичность законопроекта №4455а, к нему есть целый ряд вопросов. И все они касаются прозрачности выполнения заявленных норм.

Например, со стороны военных и членов их семей риски злоупотреблений минимальны, поскольку они являются конечным получателями помощи. И не в их интересах, когда нужно приобрести экипировку или провести операцию в результате ранения, тратить деньги "налево".

Однако, и здесь не обошлось без нюансов. "Для того, чтобы благотворительная помощь попала в разряд льготируемой, ее получатель должен приобрести статус участника боевых действий АТОАТО- специальное удостоверение. Сегодня порядка предоставления такого статуса указанным лицам нет. Это значит, что невозможно определить, с какого и по какой момент лицо является участником боевых действий. Поэтому у налоговых органов логика будет очень простая: нет статуса, значит, нет освобождения", - считает юрист юридической фирмы FELIX Инна Плескач.

Контроль деятельности волонтеров выглядит еще более туманно. Во-первых, реестра, о котором говорится в законопроекте, не существует и на его создание потребуется время. Соответственно, даже в случае принятия документа, какой-то период волонтеры будут работать "вне закона".

Во-вторых, нет ни слова о том, как будет отслеживаться использование средств, полученных волонтерами. И это большая проблема, учитывая, что волонтерская деятельность в нашей стране в последнее время приобрела характер нечистого на руку бизнеса.

Не все прозрачно с льготами для компаний и предприятий, которые платят налог на прибыль. "Неограниченное включение затрат на армию в состав расходов может способствовать выведению денежных средств", - предполагает Инна Плескач.

Обнажить суть

Эксперты считают, что наилучший путь добиться целевого использования средств - открытость денежных потоков, которые связаны с военнослужащими и АТОАТО

"Крупные организации, которые занимаются благотворительностью, регулярно проходят аудит и предоставляют подтвержденные аудитором отчеты своим меценатам. Обязать делать такой аудит волонтеров - не вариант, а вот обеспечить публичность поступлений и трат- инструмент для упреждения злоупотреблений", - пояснил управляющий партнер аудиторской компании PSP Audit Дмитрий Сушко.

Не меньшую степень риска несет и схема перераспределения благотворительных средств через государственные органы: Минобороны, СБУ и т.д. "Именно коррумпированость государственных институций и вызывает сомнение в честности и эффективности использования благотворительных пожертвований", - подчеркнул Михаил Гончарук.

Например, на портале госузакупок можно проверить, по какой цене приобреталось топливо или обмундирование для нужд армии. Но там в лучшем случае указана сумма договора. Никаких деталей, что именно было куплено, на каких условиях, цену за единицу и т.д.

При этом публичный сбор благотворительных пожертвований должен будет проводиться в порядке, утвержденном Кабинетом министров Украины. Опять же, каким будет порядок взимания такого сбора, остается только гадать.

А если примут?

Помогать армии - цель явно благая. Но то, в каком виде ее пытаются реализовать - не лучшая идея. По крайней мере, риск того, что деньги, направленные на помощь бойцам, осядут в чьих-то карманах, очень велики. Ведь сюда еще добавляется и кабминовский законопроект №4514а, который предлагает разрешить Минобороны публичный сбор благотворительных взносов. То есть, фактически - узаконить то самое нецелевое использование.

Учитывая, что оба документа спущены сверху, есть надежда, что к окончательному утверждению они трансформируются в ту версию, которая устроит и государство, и общественность.

"И было бы неплохо, если бы государственные органы были обязаны предоставить публичный аудированный отчет о целевом использовании благотворительной помощи", - резюмировал Михаил Гончарук.