Юрий Панченко, экономический обозреватель, специально для РБК-Украина

Правительство согласилось на очередное ухудшение прогноза развития украинской экономики. В понедельник в Верховную Раду был подан проект изменений в госбюджет на 2014 год, рассчитанный, исходя из падения ВВП страны на уровне 6,5%.

Напомним, до сих пор официальный прогноз падения украинской экономики составлял 3%. Этот прогноз брался за основу при последнем пересмотре закона о госбюджете. Вместе с тем эксперты и ранее допускали возможность большего падения украинской экономики. Так, прогноз Всемирного банка предусматривает падение ВВП Украины на 5%.

Однако затяжные боевые действия на востоке страны заставляют экспертов еще раз пересмотреть свои прогнозы. На прошлой неделе рейтинговое агентство Standard & Poor's заявило, что ожидает по итогам 2014 года прогнозирует падение ВВП Украины на 7%.

"Напряженные отношения между Россией и Украиной и конфликт на востоке Украины (несмотря на его повышающуюся степень локализации в Донецкой и Луганской областях) продолжают оказывать сильное давление на политическую и экономическую стабильность Украины. Мы не прогнозируем стабилизацию геополитической обстановки в ближайшее время. По нашим оценкам, в 2014 году показатель ВВП сократится на 7%; мы не ожидаем существенного восстановления до 2016 года", - заявили в отчете агентства.

Подобную пессимистическую оценку - падение на 6,5% - в конце прошлой недели озвучил и руководитель миссии МВФ Николай Георгиев. По его словам, ситуация на востоке Украины внесла свои коррективы в программу сотрудничества с Украиной и некоторые ключевые элементы ее пришлось пересмотреть.

Жесткая позиция ключевого заемщика заставляет украинские власти в очередной раз переписывать госбюджет.

В пояснительной записке к проекту бюджетных изменений отмечается, что по итогам января-июня 2014 года падение ВВП Украины составило 3%.

Об этом сказано в пояснительной записке к законопроекту о внесении изменений в закон "О государственном бюджете Украины на 2014 год" (относительно корректировки показателей), зарегистрированном в парламенте 21 июля №4308.

Стоит отметить, что эти данные отсутствуют на сайте Госстата. Более того, статистическое ведомство дает лишь общую оценку роста падения ВВП по итогам отдельных кварталов, а общую цифру - лишь по итогам года. Пока Госстат официально обнародовал лишь статистику первого квартала - тогда темпы падения экономики составили лишь 1,1%.

Для того чтобы по итогам первого полугодия спад экономики углубился на 3%, необходимо, чтобы по итогам второго квартала этот спад был более 5%.

В правительстве подтверждают эти данные, отмечая, что основой спад наблюдался именно в июне, а значит - спад экономики может иметь продолжение. "Если реальный ВВП в январе-мае по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составлял 97,7%, то в январе-июне 2014 года - 97,0%. Существенное падение произошло в июне - 94,1% (май - 95,1%)", - сказано в пояснительной записке, поданной в Раду вместе с проектом правок в госбюджет.

Однако статистика работы промышленности пока не демонтирует такого резкого падения производства в июне.

Согласно этой статистике, падение промышленного производства в июне составил 5%. Это немногим больше, чем в предыдущие месяцы. Как результат кумулятивный показатель спад промышленного производства в стране углубился лишь минимально - с 4,6% до 4,7%.

Несмотря на продолжающиеся военные действия, ряд отраслей демонстрируют вполне положительные результаты. Например, темпы роста в пищевой промышленности составили 7,1%. Спад работы металлургии составил в июне 5,7%. Однако это гораздо меньше общего спада по итогам полугодия (9-8,7%).

По мнению главного экономиста инвесткомпании Dragon Capital Елены Билан, основной эффект от проведения АТО ощутила лишь добыча угля. Спад в этой отрасли составил 10,8%. "Однако доля этой отрасли в структуре украинской промышленности невелика, а поэтому она не может существенно повлиять на всю экономику", - отмечает эксперт. По словам Елены Билан, ход АТО практически не повлиял на работу металлургических предприятий, а колебание в производстве стали скорее поясняются результатами изменений внешнего спроса.

Помимо промышленности резкое ухудшение в июне продемонстрировали сельское хозяйство и торговля. В частности, темпы роста в оптовой и розничной торговле продолжают снижаться - за прошлый месяц они затормозились с 2,8% до 0,8%. Такое торможение спроса - вполне объяснимая реакция граждан на девальвацию гривны. Впрочем, как показали предыдущие ослабления курса, такое ограничение в покупках недолго и обычно продолжается не более полугода.

Гораздо более тревожно резкое ухудшение статистики сельского хозяйства. В июне кумулятивные темпы отрасли изменились с роста на 4,7% до спада в 3,9%. Однако резкие месячные колебания вообще характерны для сельского хозяйства. Нынешний спад может поясняться эффектом базы сравнения. Напомним, в прошлом году из-за жаркой погоды сбор урожая был начат гораздо раньше обычного.

Исходя из статистики июня, пока трудно говорить о причинах такого резкого пересмотра прогнозов для Украины. "Пока можно лишь говорить о том, что оценки МВФ весьма консервативны. Поэтому валютный фонд вынужден учитывать не только нынешние тенденции, но и будущие риски", - отмечает Елена Белан.

По ее словам, к таким рискам можно отнести дальнейшее ухудшение торговли с Россией. Оно уже повлияло на работу машиностроения - спад в отрасли по итогам июня составил 20,8%. Впрочем, Россия грозит созданием новых ограничений для украинского экспорта после ратификации Соглашения об ассоциации с ЕС. В правительстве о оценивают ущерб экспортеров от закрытия российского рынка в пределах 5 млрд долл. и рекомендуют уже сейчас готовится к полному закрытию соседнего рынка.

Еще одна угроза для экономики - нерешенный вопрос с покупкой российского газа. Для обеспечения страны газом в отопительный период Кабмином предлагается чрезвычайный режим в энергетической сфере, допускающий ограничение продажи газа предприятиям. Очевидно, что такие ограничения не могут не повлиять на работу экономики.

Однако все эти угрозы пока еще не являются неотвратимыми. Именно поэтому Украина сохраняет все шансы показать по итогам года спад экономики куда меньше, чем сейчас закладывается в госбюджет.