Июльский рынок легковых автомобилей Украины продемонстрировал признаки жизни. Дальнейшая судьба рынка зависит от развития событий в зоне АТО и общей макроэкономической ситуации.

На фоне худшего июля 2014 года - не так уж плохо

В июле текущего года в Украине было продано 5210 новых легковых автомобилей, что на 54,3% больше, чем в предыдущем месяце, сообщает консалтинговая компания AUTO-Consulting.

Сходные показатели дает и Ассоциация автопроизводителей Украины "Укравтопром". По ее данным, в июле было продано 5344 новых легковушек, что на 58,5%, чем в июне.

Июльский рост продаж новых автомобилей по сравнению с предыдущим месяцем является рекордным ростом продаж в этом году, отметил директор AUTO-Consulting Олег Омельницкий.

При этом, по данным AUTO-Consulting, снижение темпов продаж, по сравнению с июнем 2014 года, составило 9,8%. "На фоне спадов на 70-80% в начале года - это фактически ничего", - сказано в сообщении AUTO-Consulting.

По данным "Укравтопрома", падение продаж, по сравнению с прошлым годом, составило 21,3%. Но и это немного: падение продаж в апреле 2015 г. к апрелю 2014 г. составило 60,6%, а в январе - 78,1%.

Впрочем, июльский показатель прошлого года был худшим показателем этого месяца с 2000 года. Поэтому за счет низкой базы сравнение отмечено сравнительно небольшое снижение реализации машин, пояснил директор департамента маркетинга и промышленно-экономического анализа "Укравтопрома" Георгий Овсянников.

Все плюсы в одном месяце

Олег Омельницкий объяснил положительные итоги июля активизацией потребительского спроса на новые автомобили.

"Она была вызвана негативными ожиданиями украинцев относительно курса гривны и возможного дефолта Украины по внешним выплатам. У кого имелись какие-то накопления в гривне, окончательно поняли, что нынешние высокие цены уже надолго, поэтому часть из них решили купить новые автомобили. Так был спровоцирован повышенный спрос на машины", - сказал Олег Омельницкий.

Предправления АО "Рено Украина" Яна Миненко отметила, что на рынке сейчас много интересных акционных предложений. "Отложенный спрос у оптовых клиентов реализовывается в продажи. Стабилизация гривны также является одним из факторов оживления интереса", - добавила она.

Директор по маркетингу группы компаний АИС Сергей Боровик перечислил такие факторы роста спроса в июле по отношению к июню:

- 10%-15% роста дала классическая сезонность - продажи июля всегда были одни из самых высоких среди всех месяцев года;

- 5%-10% роста имеем благодаря политической и экономической стабилизации;

- 15%-30% роста имеем благодаря т.н. "валютному окну", которого ждали многие покупатели, и которое мы фиксировали в недалеком прошлом.

"Валютное окно" заключается в следующем:

- межбанковский рынок на протяжении июля находился на уровне 21-22 грн за доллар;

- у большинства импортеров цены были привязаны к данному курсу;

- некоторые традиционно ставили цены по еще более выгодному курсу;

- наличный доллар в июле приблизился к 24 грн.

"Таким образом, сдавая доллар по 24 грн и покупая новый автомобиль по курсу 21 грн, покупатель фактически имел экономию 10-15% в долларовом эквиваленте. А это очень большая сумма и мотив для того, чтобы сделать покупку сегодня и сейчас", - сказал РБК-Украина Сергей Боровик.

О колебаниях валют и нюансах календаря говорят и в корпорации "Укравто", в структуру которой входит Запорожский автомобильный завод (ЗАЗ).

По мнению пресс-службы этой корпорации, росту продаж способствовали то, что июль - самый длинный месяц в году по количеству рабочих дней (23 дня), а также колебания курса валюты (достигали 9%).

В то же время, предложения операторов рынка на складские автомобили оставались неизменными, включая акции по распродаже автомобилей предыдущих годов выпуска, отметили в "Укравто".

Раскладка по брендам

По данным AUTO-Consulting, в топ-3 среди самых продаваемых брендов вошли Toyota, Renault и ЗАЗ.

Олег Омельницкий объяснил лидерство Toyota оптимальными ценами, наличием автомобилей в салоне или на складе в Украине, сбалансированным предложением, широкой дилерской сетью и т.д. "Массовые закупки Toyota, которые совершало МВД, завершены и не оказывают влияния на продажи", - подчеркнул Омельницкий.

Второе место у Renault он пояснил удачной ценовой политикой и широким модельным рядом в доступном сегменте.

А в продажах ЗАЗ сыграл свою роль фактор скидок. "Компания-производитель с конца апреля-мая активно предоставляет скидки покупателям, что наконец-то нашло отзывы у потребителей", - сказал Олег Омельницкий.

Несмелые прогнозы

По мнению Сергея Боровика, среди факторов, которые повлияют на продажи новых автомобилей до конца 2015 года:

- курс гривны к доллару на межбанковском рынке;

- наличный курс гривны к доллару и наличие разницы с межбанковским рынком;

- ситуация на востоке страны;

- макроэкономическая ситуация.

"Если все указанные показатели будут улучшаться - рынок будет расти дальше", - предположил Сергей Боровик.

Примерно о таких же факторах говорит и Георгий Овсянников. "На объемы продаж будут оказывать влияние, в первую очередь, экономическая ситуация в стране, волатильность гривневых цен на авто, связанная с девальвацией нац. валюты, а также ситуация на востоке страны", - сказал он.

Георгий Овсянников не ожидает в ближайшие месяцы сильных колебаний в продажах новых автомобилей. В "Укравтопроме" прогнозируют, что по итогам года в Украине будет продано не более 50 тыс. новых легковых автомобилей.

Олег Омельницкий ожидает, что их количество достигнет 35-40 тыс. шт.