Стратегическое реформирование газодобывающей отрасли заключается в реализации двух ключевых задач: создании свободного рынка газа и введении специального режима налогообложения.

С 1 октября 2015 года вступил в действие Закон Украины "О рынке природного газа". Этот закон определяет правовые основы функционирования рынка природного газа Украины, основанного на принципах свободной конкуренции, защиты прав потребителей и безопасности поставок природного газа.

Кроме того, этот закон позволит обеспечить цены на газ ниже международного паритета в течение переходного периода до 2017 года и предоставить субсидии незащищенным группам потребителей, что полностью соответствует п. 27 Меморандума об экономической и финансовой политике между Украиной и МВФ.

Начиная с 1 апреля 2017 года планируется полный переход на свободный рынок газа, что предполагает отличие:

государственного регулирования цен; органа со специальными обязанностями по формированию ресурса природного газа для нужд бытовых потребителей; обязанности предприятий с долей государства реализовывать природный газ для формирования ресурса природного газа для нужд бытовых потребителей.

Таким образом, политика постепенного приведения цен на природный газ для бытовых потребителей до рыночного уровня и отмена обязанности государственных предприятий реализовывать газ для нужд населения предоставит возможность установить единый подход в налогообложении (ставки и базу налогообложения) независимо от направлений дальнейшей реализации газа.

Осознавая необходимость создания перспективных условий для развития и повышения инвестиционной привлекательности добывающей отрасли, разработка положений о ренты на добычу газа разрабатывалась, исходя из действующих на этом рынке условий.

Очевидно, что добывающая отрасль требует специального режима налогообложения. Такой режим должен быть сопоставим с теми режимами, которые действуют в странах аналогичной перспективности, способствовать разработке всех жизнеспособных залежей, простым в администрировании (для фискальных органов) и в соблюдении (для налогоплательщиков).

Такой режим должен обеспечить правительство стабильными поступлениями в бюджет на протяжении всех эксплуатационных периодов, а также способствовать увеличению доли доходов в условиях роста доходности.

То есть, обеспечить надежность и стабильность, наращивание объемов газа собственной добычи, а следовательно повысить энергетическую независимость Украины. Кроме того, специальный режим должен быть достаточно привлекательным для содействия инвестициям на текущий момент и в долгосрочной перспективе.

Поэтому правительство вместе с представителями добывающей отрасли, мировыми экспертами и МВФ разработал специальный режим налогообложения добывающей отрасли, что имеет целью усовершенствовать налогообложение субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность по добыче газа. Именно эти наработки были включены в основу правительственного законопроекта "О создании конкурентных условий в налогообложении и стимулировании экономической деятельности в Украине" (№3630).

Согласно предложенным нормам, предусмотрено определение базы налогообложения природного газа для коммерческих нужд по фактической цене реализации, которая определяется как средняя таможенная стоимость импортного природного газа, сложившаяся в процессе его таможенного оформления во время ввоза на территорию Украины за налоговый (отчетный) период. База налогообложения для газа для нужд населения будет определяться по фактически цене, установленной Кабинетом Министров Украины.

Окончательный вариант налогообложения добывающей отрасли, который был согласован 8 декабря, во время заседания Нацсовета реформ при участии Президента, является результатом работы органов исполнительной власти, депутатских фракций, добывающих компаний и международных экспертов. Работа была проведена, учитывая, рекомендации МВФ относительно вариантов моделей налогообложения добычи природного газа.

Компромиссный вариант налоговой реформы предусматривает снижение ставки ренты с 1 апреля 2016 года для коммерческих и предприятий государственной формы собственности с 70% до 29% и 14%

Для субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность по добыче газа для коммерческих целей, с 1 января 2016 года ставки рентной платы за пользование недрами снижаются с 55% (из залежей до 5 тыс г) и 28% (из залежей свыше  5 тыс. г) до 29% и 14% соответственно. Следующий этап снижения - с 1 января 2018 года ставки рентной платы за пользование недрами, в зависимости от глубины добычи газа и направлений их дальнейшей реализации, составят 20% и 10%.

Дополнительно, начиная с 1 января 2018 года, для плательщиков, осуществляющих добычу газа, будут введены новые условия налогообложения. В частности, предлагается оставить неизменной общую ставку налога на прибыль предприятий и ввести надбавку к налогу на прибыль - 15% с расширением базы налогообложения.

Предполагается оставить неизменной ставку налогообложения рентной платой добычи газа по договорам о совместной деятельности в размере 70% на уровне ставки, по которой облагается газ для нужд населения,  механизм  побуждения предприятий с долей государства реализовывать газ именно для ресурса природного газа для нужд населения, а не на другие цели.

Мы убеждены, что указанный специальный режим налогообложения добывающей отрасли стимулирует дальнейшее развитие потенциала газодобывающей отрасли Украины путем наращивания объемов для обеспечения населения газом собственной добычи, способствовать привлечению новых инвестиций в отрасль, гарантировать стабильные поступления в бюджет и способствовать повышению энергетической независимости Украины

Во время рассмотрения законопроекта №3630 в Верховной Раде мы уточним, что именно с 1 января 2018 года предприятия начнут платить дополнительную надбавку к налогу на прибыль на уровне 15%. Признаем, это должна быть прямая норма закона. Вместе с тем хочу отметить, что надбавка к налогу на прибыль не является новым налогом или сбором. Надбавка к налогу на прибыль является частью самого налога на прибыль, и вводится исключительно для предприятий газодобывающей отрасли.

Стоит отметить, что для прозрачности определения объекта налогообложения по налогу на прибыль предлагается ввести налоговое ограждение деятельности предприятий по разведке и добыче газа природного по международным стандартам финансовой отчетности. При определении базы налогообложения надбавкой к налогу на прибыль в составе расходов будут учтены капитальные инвестиции в необоротные активы, связанные с разработкой, разведкой, доразведкой и обустройством месторождений.

Результат снижение ставок для газодобывающих компаний - привлекательный инвестиционный климат, и, как следствие, наращивание объемов добычи газа собственного производства. Увеличение таких объемов и постепенный переход к свободному рынку природного газа в Украине позволит компенсировать потери по снижению ставок.

При этом, в дальнейшем поступления в бюджет будут сбалансированы за счет смещения акцентов в сторону налогообложения прибыли, а именно, вступление в силу с 1 января 2018 года 15% надбавки к налогу на прибыль.

Надеемся, что в созданных (прозрачных, понятных и привлекательных) условиях добывающая отрасль получит необходимый толчок для успешного развития, а инвесторы получат перспективные и высокорентабельные проекты. И наконец, как частный бизнес, так и государство получат прибыль от этого нового партнерства.