10 ноября 2015 года в Верховную Раду Украины был внесен Законопроект № 3448 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины касательно особенностей уголовного производства в налоговых отношениях и вопросов администрирования налогов и сборов".
Следует заметить, что на данный момент большинство уголовных производств в Украине открывается налоговой милицией на основании сообщений и полученных материалов налоговой проверки от налоговой инспекции. К примеру, нахождение налоговыми инспекторами недоимки в размере больше 609 000 гривен автоматически приводит к передаче материалов в налоговую милицию и к началу досудебного расследования по "классическим" налоговым статьям Уголовного кодекса Украины под номером 212 (уклонения от уплаты налогов, сборов, официальных платежей) и 212-1 (уклонение от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование). Да и существование судебного спора с фискальными органами на данный момент никоим образом не влияет на внесение сведений в Единый реестр досудебных расследований, то есть не исключает открытие уголовного производства.
Именно поэтому многие связывают с данным Законопроектом надежды на то, что такой Законопроект закроет некоторые вопросы, связанные с массовым и зачастую необоснованным открытием уголовных дел по фактам неуплаты налогов. В общем, такие надежды довольно оправданы.
В этой связи, безусловно, следует остановиться на основном планируемом нововведении согласно Законопроекту, которое может повлиять на сложившуюся ситуацию. А именно, планируется, что контролирующему органу (налоговой инспекции) будет запрещено направлять (доводить до сведения в какой-либо другой форме) материалы проверки плательщика до момента окончания срока оплаты согласованного денежного обязательства. Таким сроком согласно п. 57.3 Налогового кодекса Украины является 10 календарных дней, следующих за днем получения налогового уведомления-решения или в случае обжалования решения контролирующего органа в судебном порядке - 10 календарных дней, следующих за днем вынесения судебного решения апелляционной инстанции.
Абсолютно правильным в Законопроекте является существование детально выписанной регуляции процессуальных последствий в результате нарушения такой нормы. Законопроектом предусмотрены соответствующие изменения в Уголовный процессуальный кодекс Украины (статьи 40, 284, 303 УПК Украины). В частности, направление (доведение до сведения в какой-либо другой форме) материалов проверки плательщика до момента окончания срока оплаты согласованного денежного обязательства и до окончания судебного разбирательства вплоть до апелляционного суда - будет приводить к безусловному закрытию такого "неправильного" уголовного производства.
Следственные органы согласно планируемым изменениям в Уголовный процессуальный кодекс Украины будут обязаны закрывать такого рода уголовные производства. При этом бессознательную или осознанную бездеятельность следователя, прокурора и игнорирование обязанностей по безусловному закрытию таких "неправильных" уголовных производств можно будет обжаловать следственному судье.
Законопроект предлагает распространить 1095-дневный срок на все случаи судебного обжалования налоговых уведомлений-решений (независимо от того, было ли административное обжалование или нет).
Напомним, что действующая редакция Налогового кодекса (п. 56.19) предусматривает, что если налоговое уведомление-решение обжаловалось в административном порядке (путем подачи жалоб в инстанции фискального органа), налогоплательщик имеет право обжаловать такое уведомление-решение в судебном порядке в течение 1 месяца со дня окончания процедуры административного обжалования. Законопроект предлагает упразднить данный пункт кодекса. Как следует из пояснительной записки к Законопроекту, цель этой инициативы - расширить права налогоплательщика в ситуации конфликта с налоговым органом.
К сожалению, наряду с либеральными положениями Законопроект содержит некоторые недоработки, которые в дальнейшем могут создать практические проблемы для налогоплательщиков.
Во-первых, он создает несогласованность между Налоговым кодексом и Кодексом административного судопроизводства в части урегулирования срока на обращение в суд с иском об отмене налоговых уведомлений-решений.
Ч. 4 и 5 ст. 99 Кодекса административного судопроизводства предусматривают месячный срок для судебного обжалования любых уведомлений-решений (в том числе в случае использования так называемой процедуры "досудебного урегулирования спора"). Как разъясняет п. 56.18 Налогового кодекса, процедура административного обжалования считается досудебным урегулированием спора. Таким образом, вопрос об отмене месячного срока на обращение в суд Законопроектом однозначно не решен. Для его решения необходимо внести изменения в ст. 99 Кодекса административного судопроизводства, а также исключить вышеупомянутые положения п. 56.18 Налогового кодекса.
Во-вторых, Законопроект предлагает установить, что денежное обязательство считается несогласованным только в случае обращения налогоплательщика в суд не позднее 10-го календарного дня после получения налогового уведомления-решения или окончания процедуры административного обжалования. Данное положение существенно сужает права налогоплательщика по сравнению с действующей редакцией кодекса, согласно которой при судебном обжаловании денежное обязательство считается несогласованным в любом случае.
На данный момент, пользуясь этой нормой, налогоплательщики имеют возможность фактически не платить денежное обязательство в течение 1 месяца, отведенного для обращения в суд с иском об отмене налогового уведомления-решения. Если же Законопроект будет принят, налогоплательщики, которые по любым причинам пропустили вышеупомянутый 10-дневный срок на обращение в суд, будут вынуждены уплатить денежное обязательство в бюджет независимо от обжалования налогового уведомления-решения в дальнейшем (в пределах 1095 дней от даты его получения).