Один из крупнейших в Европе розничных продавцов стройматериалов - немецкая OBI - уходит с рынка Украины. Об этом пишет "Коммерсант-Украина" со ссылкой на высокопоставленный источник на розничном рынке строительных материалов.

"По нашей информации, в начале недели в украинский офис OBI приезжало руководство, отвечающее за развитие сети в Европе. Они сообщили о решении прекратить развитие компании в Украине. В связи с этим до конца февраля товары должны быть распроданы, а магазины закрыты", - говорит источник.

Сейчас в Украине работает три гипермаркета OBI (торговая площадь каждого составляет 11 тыс. кв. м) - в Харькове (возле ТРЦ "Dафи"), Мариуполе (ТРЦ "Амстор") и Одессе (ТРЦ Riviera). В "ОБИ Украина" от комментариев отказались.

Для выхода на рынок Украины OBI потратила несколько лет. В 2005 г. в компании заявили о решении развиваться в стране, а первый магазин начал работу в 2008 г. в Харькове. Такой длительный срок объясняется стратегией ритейлера, которая предполагала развитие сети с помощью стратегических альянсов с локальными девелоперскими компаниями, найти которые было непросто. В 2007 г. OBI договорилась со строительной компанией "Daфи" о размещении магазина в их ТРЦ в Харькове, помимо этого велись переговоры об объектах в Одессе и Запорожье. В 2008 г. партнером сети стал совладелец "ПриватБанка" Геннадий Боголюбов, для чего стороны на паритетных началах создали СП ООО "ОБИ Украина франчайзинговый центр". В планах немецкого ритейлера было открыть до 20 гипермаркетов средней площадью 10 тыс. кв. м в ближайшие пять лет.

Зарубежным игрокам сложно работать в условиях украинского рынка, говорят эксперты.

"Из присутствующих в стране иностранных сетей ни одна так и не стала заметным игроком на рынке", - говорит эксперт профильного издания RetaiNet Александр Ланецкий. В Украине, помимо OBI, работают сети Leroy Merlin (два гипермаркета) и Praktiker (четыре). Следует отметить, что последняя в июне этого года заявила о желании закрыть свои магазины в Украине. В Leroy Merlin уходить с украинского рынка пока не планируют.

Есть две главные причины, по которым иностранные компании уходят с рынка, отмечают эксперты. Для того чтобы успешно конкурировать с украинскими сетями, необходимо иметь много магазинов, объясняли ранее в головном офисе Praktiker. Однако мало кто из девелоперов готов взять на себя риски строительства объекта за свои деньги под сдачу в долгосрочную аренду розничным операторам, говорит глава инвестбанковского департамента "Сбербанка России" Алексей Ращупкин.

"А самостоятельное развитие предполагает большие финансовые затраты на строительство и покупку земли", - поясняет эксперт.

Другая причина - конкуренция со стороны отечественной сети "Эпицентр".

"В сети "Эпицентр" понимают реалии украинского рынка, им легче решать вопросы, связанные с развитием. Помимо этого, за счет больших оборотов они могут получать более выгодные цены от поставщиков, что существенно улучшает маржинальность бизнеса", - говорит Ращупкин.