Чтобы начать процесс люстрации в Государственной фискальной службе ее главе Роману Насирову понадобилось несколько предупреждений от премьер-министра. После категорических заявлений Арсения Яценюка, этот вопрос стал принципиальным и для главного фискала страны - в понедельник он уволил почти 80 человек руководящего состава центрального аппарата службы и региональных подразделений.

Процесс увольнений сознательно затягивался, отмечают в Минюсте: нормы закона об очищении власти ГФС трактовала по-своему, чтобы максимально сохранить старые кадры. Это уже дает основания ставить вопрос об ответственности руководства службы, считают в правительстве и эксперты. Если за полгода кадровые перестановки не стали масштабными, то одномоментно завершить процесс тем более не удастся.

Вопросов много

Последние несколько недель премьер-министр Арсений Яценюк акцентирует внимание общественности на проблемах в Государственной фискальной службе. Практически ни одно заседание правительства не проходит без упоминания главы ведомства Романа Насирова.

Пока это были лишь громкие заявления и "игра на публику", не более. То Яценюк был не доволен процессом реализации плана реформирования службы, сроки выполнения которого постоянно срываются. То обращал внимание на затягивание процедуры отбора сотрудников в Центральный офис по работе с крупными плательщиками налогов, а также на должность замглавы службы по таможенному направлению.

Масштабным оказался и скандал с постановлением правительства №724 об установлении ориентировочных показателей таможенной стоимости товаров, что фактически на несколько дней парализовало работу таможни и остановило оформление грузов.

"Народу компостируют мозги налоговые инспекторы точно так же, как и те, что сидят на таможнях. Отношение к плательщикам налогов практически не изменилось. Приедет министр финансов и мы с Наталкой (Наталья Яресько, - ред.) и руководителем ГФС поставим точку в реформировании службы", - заявил несколько недель назад Яценюк.

Показательные публичные заявления премьера особого эффекта не дают. Была ли "поставлена точка" в реформировании и в чем ее суть - пока не понятно. Ничего не известно и о результатах расследования по всем фактам коррупции, обнародованным в СМИ благодаря уволенному в сентябре заместителю Насирова Константину Ликарчуку.

Напомним, он неоднократно обвинял своего экс-руководителям в узурпации власти, содействии коррупции на таможне, наличие незадекларированной недвижимости за границей. В Минфине рассказывают, что вопросы к Роману Насирову, конечно, есть, но они не связаны с наличием квартиры в Лондоне, так как она находится в лизинге, а не собственности.

Претензий больше к реализации институциональной реформы. Основная проблема в том, что у главы ГФС нет профильных заместителей (за исключением руководителя налоговой милиции), рассказал собеседник в министерстве, их функции Насиров возложил на себя и у него "ни на что не хватает времени".

Варианты трактовки

Очередной скандал вокруг ГФС связан с люстрацией. Проверки, которые проводил Минюст, показали, что в рамках закона об очищении власти увольнению подлежат 42% сотрудников центрального аппарата ГФС и еще 15% - региональных подразделений. Из проверенных 88 человек в центральном ведомстве доступ к госслужбе должен быть ограничен 37, в территориальных органах из 254 - 39.

По данным директора департамента по вопросам люстрации Минюста Татьяны Козаченко, 66 чиновников попадают под критерий безусловного увольнения и должны были лишиться своих должностей еще год назад. Из указанных 76 человек, 35 получили справки, что на них не распространяются запреты. По данному факту будет проведено расследование.

Отчет Минюста был рассмотрен на заседании правительства и опубликован на сайте Министерства юстиции.

"В соответствии с законом ограничивается доступ к госслужбе. Почему они находились на должностях, почему они искажают юридические процедуры и пытаются сохранить старые кадры, которым все равно, на кого работать, это вопрос к ГФС, - заявила Татьяна Козаченко РБК-Украина. - Опыт этих людей нужен службе, это проверенные люди, они интегрированы в систему, они знают схемы. Система демонстрирует фантастические способности к сохранению".

За почти два года после Революции Достоинства существенных изменений в структуре налоговых органов не произошло. Козаченко уточнила, что в ГФС нашли формулу, фактически исказив нормы законодательства, что позволяет фискалам сохранять старые кадры.

"Что они сделали для того, чтобы очистить службу, чтобы ГФС изменилась? Они все время грабят страну, издеваются над бизнесом, который еле держится. В законе указан промежуток времени, когда проверяется руководство любого органа и применяется к лицам, которые занимали должность совокупно не менее одного года в период с 25 февраля 2010 г. по 22 февраля 2014 г. Но ГФС решила, что на все госорганы - этот период, а на налоговые и таможенные органы - с 2013 г. То есть 2011, 2012 гг. на них не распространяется", - пояснила Козаченко.

Такая трактовка закона связана с тем, что законодательство предусматривает люстрацию в отношении должностных лиц, которые работали в госоргане, который осуществляет и реализовывает налоговую и таможенную политику. Глава общественного совета при ГФС Дмитрий Алексеенко пояснил, что в данном случае речь идет о министерстве.

"Любой юрист, а тем более судья скажет, что это Миндоходов и сборов, а до его образования - Минфин. Таможня до Миндоходов, только реализовывала, но никак не осуществляла политику. Равно как и налоговая, а министерство просуществовало меньше года", - подчеркнул Алексеенко.

Татьяна Козаченко отметила, что Минюст подготовил разъяснение, которым опровергается такая позиция. Суть объяснений сводится к тому, что спецорганы центральной исполнительной власти принимали участие в формировании политики, так как напрямую могут издавать нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения другими субъектами.

"Дело в том, что ГФС написала в Минюст несколько писем с просьбой разъяснить. Разъяснили только в течение проверки", - отметил Алексеенко.

Чтобы исключить двоякие трактовки в законе об очищении власти депутаты еще весной зарегистрировали законопроект №2695, однако он до сих пор так и не принят.

Тем не менее, премьер-министр 25 октября в своей очередной десятиминутке общения с украинцами заявил, что в понедельник - 26 октября - все сотрудники, попадающие под действие закона, должны быть уволены.

"Акт передан руководителю ГФС и все должны быть в понедельник уволены", - уточнил он.

Кадровый голод

Лишь только к вечеру понедельника Роман Насиров отчитался, что и для фискальной службы очищение системы - принципиальный вопрос и все рекомендации будут выполнены. По его словам, это уже третья волна увольнений в рамках люстрационного закона, выполнение которого началось еще осенью 2014 г. И на данный момент со своих должностей уволены 295 служащих.

Вскоре, уточнил глава ГФС, должен начаться процесс отбора специалистов на разные должности по абсолютно новой усовершенствованной процедуре, разработанной HR-консультантами. Стоит напомнить, что о запуске процедуры тестирования в ГФС говорили и в сентябре. Но теперь источники в ведомстве заверяют, что "счет идет на недели".

Тестирование предполагает оценку профессиональных и психологических качеств. Его будут проходить все сотрудники, которые уже выведены за штат, то есть место работы могут за собой сохранить действующие налоговики. Кроме того, возможно применение полиграфа. Через тестирование пройдут и новые претенденты.

По данным на 16 октября, структура центрального аппарата выглядела следующим образом.

Практически все руководители сейчас находятся в статусе и. о. , что, по мнению источника РБК-Украина в Минфине, является определенным демотиватором.

Отметим, что Яценюк настаивал на том, чтобы налоговиков набирали в службу по принципу отбора в полицию.

"Налоговика и таможенника найти тяжелее, за три месяца, как полицейского, их не подготовишь, или студента не посадишь, - заявил собеседник РБК-Украина в Минфине. - Есть желание влить новую кровь, но не все хотят идти на госслужбу: работы много, зарплата маленькая".

Сегодня на заседании Кабмина премьер-министр снова не обошел вниманием ГФС. После того, как Насиров выполнил воскресное поручение Яценюка, глава правительства взялся за руководителя ГФС Киева Людмилу Демченко.

"Я получил справку и, по крайней мере, по моей справке, куда-то пропала фамилия, а по предварительным данным, она пока осталась на своей должности - это руководитель ГФС в городе Киеве, который подпадает под неотложное увольнение. Я так понимаю, что, наверное, просто не успели подготовить документы. Дайте, пожалуйста, срочное поручение уволить неотложно руководителя ГФС в городе Киеве, который, в соответствии с актом, подлежит увольнению", - заявил Арсений Яценюк.

"Будет проведено и сделано", - пообещал в ответ Роман Насиров.

Уже вечером стало известно, что Людмила Демченко включена в люстрационные списки.

Татьяна Козаченко отметила, что вопрос не только в том, почему ГФС не применяла процедуру люстрации, а еще и в том, что на должности назначались люди, попадающие под ограничения.

"Как можно было назначить в ГФС Киева руководителя, которая попадает под запрет и 100% соответствует критериям? - возмутилась она. - При этом на Кабмине мы поставили вопрос о том, что согласование ее кандидатуры было направлено ГФС в Минфин еще до проверки ее личных данных, до написания ее заявления, и министерство написало, что она не попадает под запрет, а потом пересматривали дело".

По словам Козаченко, Кабмин поручил Минюсту составить заявление в ГПУ по факту наличия признаков правонарушения. Процедура, по которой Демченко назначалась, свидетельствует о внесении заведомо неправдивых данных в документы.

Сложившаяся в ГФС ситуация с люстрацией - сфера ответственности руководства. Комиссия Минюста, проводившая проверки в службе, рекомендовала правительству привлечь Романа Насирова к дисциплинарной ответственности, предполагающей в том числе и увольнение.

"Ему создали управленческий коллапс. Замов, начальников департаментов нет. Он для системы человек, который не смог...  Дальше выводы можно делать самим", - отметил собеседник РБК-Украина в Минфине.

Кадровые перестановки возможны уже в декабре, наряду с переформатированием Кабмина.

"Если за семь месяцев (Насиров был назначен на должность главы ГФС в мае, - ред) процесс очищения был не очень активным, то одномоментно вряд ли можно что-то поменять, - заявил руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский. - Учитывая то, как "быстро" у нас могут проходить конкурсы, то важно то, что они хотя бы максимально прозрачными должны быть".

Процесс ротации кадров, прогнозирует он, опять перейдет в вялотекущую стадию, пока премьер снова не обратит внимания на эту проблему. В то время как Яценюк критикует Насирова, парламент уже подыскивает кандидатуру ему на замену. В "Самопомочи" уже предложили отдать кресло главного налоговика нынешнему руководителю парламентского Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нине Южаниной. Напомним, что она, наряду с Романом Насировым, также участвовала в конкурсе на пост главы ГФС весной этого года.