Павел Костицын, специально для РБК-Украина
Свершилось! Именно таким эпитетом можно охарактеризовать презентацию концепции налоговой реформы, основные положения которой неделю назад озвучили премьер-министр Арсений Яценюк и министр экономического развития Павел Шеремета. И общественность, и бизнес уже давно действительно ждали этот документ, который все-таки подтверждает намерения властей проводить качественные изменения.
Меньше ли?
Первое, что бросается в глаза - сокращение количества налогов с 22 до 9. Вопрос лишь в том, что считать сокращением?
Фактически реформа убивает шесть различных налогов и сборов. Остальные просто сольются в пять групп: акцизы (включает в себя 4 налога), экологические сборы (2 налога), рента (3 налога), недвижимость (2 налога), и упрощенка (2 налога). То есть, укрупнение - да, но до реального сокращения еще далеко.
"По сути, для налогоплательщика изменится только название. Пересмотр размера и механизма начисления правительство не задекларировало", - подчеркнул эксперт налоговой группы реанимационного пакета реформ (РПР) Илья Несходовский.
Также законодатели решили переделать систему начисления единого соцвзноса и налога на доходы физических лиц. "Нам нужно добиться лучших условий налогообложения в Украине. Как минимум, снизить налоговую нагрузку до уровня Западной Европы, где нагрузка на фонд зарплаты составляет 36%, а в Украине - 55%", - заявил в ходе презентации реформы Павел Шеремета.
Идея благая, поскольку избыточное давление на зарплату создает благодатную почву для вывода зарплат в "тень", а, соответственно, к минимизации налогообложения и потерям госбюджета. Но с ЕСВ законодатели явно перемудрили.
Вместо снижения ставки единого соцвзноса до 18%, что вдвое ниже, чем сейчас (эту идею высказывало еще правительство Николая Азарова), предложены две альтернативные модели. В первой вводится фиксированная сумма ЕСВ по ставке 37% от минимальной зарплаты, плюс 19%, которые начисляются на остальную сумму, превышающую "минималку". Во втором варианте ставки соцвзноса составляют 41% и 15% соответственно. Кроме того, в обоих случаях добавляется удержание из всей зарплаты в размере 3,6%. В итоге, налоговая нагрузка хоть и уменьшается, но до 42,3%. А это явно далеко от задекларированной Шереметой цифры.
Эффект от реформирования ЕСВ*
* на основе данных РПР
Для НДФЛ в концепции предложено и вовсе 6 различных моделей. Например, начислять не 15% и 17%, а 15%, 20% и 25%. Либо отменить социальную льготу, и даже заработок в размере 1-й минимальной зарплаты обложить по ставке 10%. Не обошли вниманием и пассивные доходы, налогообложение которых предлагают пересмотреть уже третий раз за последние полгода. На сей раз, унифицировать ставку. А дивиденды обложить не по 5%, как сейчас, а установить для них стандартные 15% налога. Кому от этого будет хорошо - сказать сложно. Но в том, что объем выплачиваемых дивидендов в таком случае сократится, сомневаться не приходится.
Не прибылью единой
Налог на прибыль, а также злосчастный НДС, практически не тронули. Хотя именно эти налоги волнуют бизнес-среду сильнее всего. Для налога на прибыль предложили разве что унификацию налогового и финансового учета, и, как следствие, пообещали сокращение количества налоговых разниц с 49 до 3.
"Упрощение администрирования налога на прибыль крайне необходимо. Такие декларации были еще при подготовке Налогового кодекса. Однако важно понимать, как будут выписаны эти нормы", - считает народный депутат от партии "Удар" Оксана Продан.
О каком-либо послаблении налогового давления - ни слова. Равно как и в отношении НДС, где степень злоупотреблений, как со стороны фискальных структур, так и налогоплательщиков, очень велика.
Зато правительство решило слегка встряхнуть аграриев, и частично отлучить их от специального режима налогообложения. Так, те компании, у которых объем выручки превышает 20 млн гривен, либо площадь сельхозугодий свыше 3 тыс га, будут вынуждены работать как и все. Платить налог на прибыль. Мелких сельхозпроизводителей это явно не коснется, но что скажут крупные аграрии - остается лишь гадать.
Упрощенку для предпринимателей и вовсе не тронули. Кроме того, реформаторы предложили по ключевым налогам (НДС, на прибыль, НДФЛ, ЕСВ, акцизы) отчитываться раз в квартал. Кроме того, вся отчетность будет подаваться в "единое окно", коим станет Государственная фискальная служба. Это похвально, поскольку сокращение временных затрат на подачу отчетности в значительной степени минимизирует общение налогоплательщиков с ревизорами и инспекторами. А значит, снизит коррупционные проявления.
Еще одна разумная инициатива - это децентрализация. То есть, местные бюджеты получат больше полномочий в распределении налогов, чем сейчас. Но как это будет работать в реальности - большой вопрос. Хочется верить, что количество злоупотреблений снизится.
Зато очередная перестройка в фискальных органах вызывает опаску. Реформа предполагает объединить ГФС, МВД и СБУ, создав своеобразного мегарегулятора. Им станет Служба финансовых расследований, которая будет администрировать налоги, и надзирать за послушанием плательщиков. Однако, все дело в полномочиях и возможностях давления на бизнес и граждан. Например, Шеремета в своем выступлении обмолвился, что налоговую милицию нужно полностью ликвидировать. Однако в концепции указано, что этот орган останется в составе Службы финрасследований. Почему такие диаметрально противоположные расхождения - неясно.
Все равно давят
Без реформирования налоговой системы не обойтись. Это факт. Об этом говорят как чиновники, так и внешние эксперты. Например, представители Мирового банка, который ежегодно составляет авторитетный рейтинг Doing Business. По его итогам к 2014 году, например, Украина заняла явно не почетное 112 место, а по "комфортности" налогообложения - и вовсе 164 место. Из-за обременительного числа налогов - в частности. Хотя, к примеру, в странах ОЭСР (туда входит около 34 стран) количество налогов составляет 12.
Но как реформа будет внедрена на практике - ответить очень непросто. По крайней мере, с начала 2014 года, несмотря на различные декларативные заявления, налоговое бремя в Украине продолжает расти. Все началось еще в марте, с принятия закона №1166-18 "О предотвращении финансовой катастрофы и создании условий для экономического роста в Украине".
Он зафиксировал ставку налога на прибыль на уровне 18% вместо снижения до 16% в течение двух лет. Также Верховная Рада отказалась уменьшать НДС с 20% до 17%, и ввела 7% НДС на лекарственные средства. Не менее резонансной новацией стало внедрение прогрессивного налогообложения пассивных доходов (процентов по депозитам, роялти, процентов по облигациям и т.д.) по ставкам 15, 20 и 25%. Правда, уже в начале июля парламент пересмотрел эту шкалу, упростив ее до привычных 15 и 17%. Но суть от этого не поменялась: практически любой доход, полученный на территории Украины, будет подлежать налогообложению.
Парадокс, но не обошли стороной даже инвестиционные фонды, которые во всем мире пользуются льготами. Для ИСИ льгота существовала и в Украине. Согласно п. 136.1.9 Налогового кодекса средства, привлеченные инвестфондами, а также доходы, полученные от операций с активами ИСИ, не включались в состав доходов при расчете налога на прибыль. То есть были освобождены от налогообложения.
"Теперь же в Налоговом кодексе есть оговорка, согласно которой льгота, предусмотренная п.136.1.9, не распространяется на проценты, полученные инвестиционными фондами в рамках ведения своей деятельности. Это новшество однозначно приведет к оттоку средств из инвестфондов, и поиску управляющими компаниями альтернативных путей оптимизации налогообложения. Например, выводу бизнеса за пределы Украины", - считает директор департамента налогового планирования юридической фирмы ICF Наталья Ульянова.
К этому добавилось увеличение на 25% ставок акцизов на табачные изделия и этиловый спирт, а также ввод сбора при первой регистрации транспортного средства и расширение базы для налога на недвижимость. Этот сбор отныне исчисляется исходя не из жилой, а общей площади квартиры или дома.
Правда правительство вместе с министерствами уверяет, что без широкого диалога никакие изменения приниматься не будут. Но концепцию хотят трансформировать в конкретные инициативы и уже в сентябре передать парламентариям, поэтому есть вероятность, что диалог будет очень кратким, и услышат далеко не всех.