Пока Минфин медлит с передачей в парламент проекта так широко разрекламированной налоговой реформы, комитет Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики уже завершил работу над своим вариантом документа. Этот проект разработан совместно с экспертами и представителями бизнеса.
Депутаты настаивают на снижении ставок налога на прибыль и НДС до 15%. При этом налогом будет облагаться только распределенная прибыль, а все переплаты - учитываться в счет будущих платежей. Также предложено сохранить электронную систему администрирования НДС, но с определенными ограничениями и автоматическим возмещением налога для всех плательщиков.
Отметим, что Президент может поддержать либеральный вариант реформы. Однако в Минфине говорят, что Международный валютный фонд против внесения изменений в Налоговый кодекс. Причем любых.
Конфликт версийПарламентский Комитет по вопросам налоговой и таможенной политики завершил работу над проектом изменений в Налоговый кодекс, над которыми в течение месяца помимо депутатов, работали эксперты и представители бизнеса. Еще в начале сентября, после заседания Нацсовета реформ, Президент поручил создать очередную рабочую группу по доработке фискальных правок, так как после полугодичного обсуждения всех возможных моделей общественности в итоге было представлено сразу три варианта - Минфина, профильного комитета Рады и экспертов.
По информации РБК-Украина, вчера вечером вариант комитета уже был подан на регистрацию в Верховную Раду, однако пока что документ на сайте не появился. По неофициальной версии, премьер-министр Арсений Яценюк намерен убедить президента в "недопустимости принятия такой редакции".
Также проект реформы вчера был представлен главой комитета Ниной Южаниной на заседании фракции "Блока Петра Порошенко". Но это, скорее, формальность, так как один из лидеров фракции Игорь Кононенко проект реформы и так уже одобрил. Напомним, ранее он предупреждал Минфин: если не будет правительственного варианта, депутаты будут предлагать свой. Как и ожидалось, президентская фракция проект, разработанный в комитете, вчера вечером поддержала.
Как и предполагалось ранее, комитетская модель более либеральна, чем министерская.
"Она поддерживается теми депутатами, которые входили в рабочую группу. Такие изменения не то что нужны сейчас - они нужны были еще на вчера. Минфин хоть и принимал участие в этой работе, но инициативу не проявлял. Мы, видимо, по-разному оцениваем будущее экономики, - отметила Нина Южанина. - Многие депутаты скептически относятся к тому, что бюджет должен формироваться на старой налоговой базе".
Напомним, что Кабмин разработал проект главного финансового документа страны именно на основе действующего законодательства, однако законопроект сразу же отозвали из парламента для доработки.
Давление идет на снижениеВерсия реформы от парламентского комитета, презентация которой оказалась в распоряжении РБК-Украина, предусматривает пересмотр практически всех разделов Налогового кодекса. В окончательном варианте депутаты настаивают, в частности, на снижении ставки налога на прибыль с 18% до 15%. Объектом налогообложения должна стать распределенная прибыль в виде начисленных дивидендов, выплачиваемых в пользу физлиц, неплательщиков прибыли, нерезидентов.
Выплата юрлицу-резиденту и плательщику этого налога при этом не облагается. При выплате дивидендов сохраняются авансовые взносы. Под налогообложение также подпадают проценты по долговым обязательствам от нерезидентов-связанных лиц, разницы, определенные по правилам трансфертного ценообразования, выплаты неприбыльным организациям, роялти.
Отметим, что замглавы комитета Андрей Журжий ("Самопомич") также представил вчера свой вариант налоговой реформы, который тоже предусматривает наличие налога на распределенную прибыль, но со ставкой в 20%.
Проект реформы, официально представленной комитетом, помимо прочего предусматривает, что накопленные за прошлые периоды убытки, не будут учитываться при определении объекта налогообложения (более 400 млрд грн).
"Убытки вообще неважны. Даже если у тебя убыток, а ты снимаешь дивиденды, то нужно платить налог в 15%, - пояснила глава набсовета Палаты налоговых консультантов, участник комитетской рабочей группы Ольга Богданова. - Деньги остаются на развитие. Нет проверок финрезультата, проверяются только статьи по распределенной прибыли".
Также предполагается, что все переплаты можно будет учитывать в счет будущих платежей. Речь, по данным Минфина, может идти о сумме в более 47 млрд грн.
С 20% до 15% также предложено снизить ставку НДС. В то же время система электронного администрирования налога (СЭА) должна сохранить свое действие, но после определенных изменений. Предполагается увеличение овердрафта для регистрации налоговых накладных путем изменения подхода. Он должен формироваться не со среднемесячных обязательств к уплате, а с объемов начисленных обязательств.
Кроме того предлагается возможность регистрации налоговых накладных с опозданием и без пополнения НДС-счета. Депутаты хотят разрешить учесть в электронной системе показатели по уточненным декларациям за период до 1 июля, когда СЭА заработала в полном объеме. Но эта норма будет временной - на два месяца.
"Вокруг депонирования основные дискуссии, - рассказал координатор проектной группы "Налоговый кодекс новой страны" Тарас Козак. - Мы предлагали без депонирования, а чтобы деньги оказывались на специальных казначейских счетах, чтобы снять их оттуда нельзя было. Так бы средства не вымывались".
"Если государство считает, что только с помощью электронного администрирования возможно побороть коррупцию, и другие испробованные методы не помогают, то видимо, бизнесу придется потерпеть, - добавил замглавы совета Федерации работодателей Украины Дмитрий Олейник. - Хотя я скептически к этой системе отношусь. Ни в одной стране мира она не работает. Если бы была позитивная статистика, то Минфин ее бы опубликовал, а так рапортовать не о чем".
Помимо прочего, депутатская реформа НДС предполагает отмену, так называемого "9 стана" и возможностей Государственной фискальной службы аннулировать регистрацию плательщика. Возмещение налога предполагается в автоматическом режиме для всех сумм НДС, подтвержденных СЭА. А все реестры заявок должны стать публичными.
За и противВсе предложения депутатов, а помимо снижения ставок прибыли и НДС, предполагается еще и сокращение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда (суть предложений РБК-Украина раскроет в одном из следующих материалов, - ред.) может обойтись бюджету в 130-150 млрд грн. Эта "дыра" отчасти может быть перекрыта инфляционным доходом, но ставка сделана на рост экономики.
"Президент такую позицию разделяет. Реформу, соответственно, поддерживает", - заверил источник РБК-Украина в комитете.
Тарас Козак добавил, что только по этому году перевыполнение бюджета может составить несколько десятков миллиардов гривен, и если их потратить "с умом", то определенные компенсаторы будут.
"И это мы не говорим о детенизации. Опыт показывает, что уже через полгода можно увидеть рост поступлений, - заявил он. - Также компенсаторы могут быть за счет ликвидации налоговых льгот, сокращения коррупции в системе госзакупок. За счет реформы расходы могут быть сокращены на 1-20%".
Нина Южанина также отметила, что Минфин будет пытаться существенно переписать проект реформы от депутатов. Но парламент согласен лишь на незначительные корректировки. Основная дискуссия, прогнозирует она, будет вокруг налога на прибыль и налога на доходы физлиц с ЕСВ.
Правительство же пока тянет с подачей своего законопроекта в парламент - модель от Кабмина согласовывалась с МВФ, миссия которого на протяжении двух недель находилась в Украине и в пятницу завершила свою работу.
"По реформе мы еще обсуждаем и ждем предложений фонда", - отметил собеседник РБК-Украина в Министерстве финансов.
В то же время, на данном этапе МВФ против реформы. Причем любой. Поэтому не исключено, что других вариантов, кроме косметических правок и изменений в части улучшения администрирования, не будет. Среди правок, как уже сообщало РБК-Украина, индексация ставок акцизного налога, снижение ставки ренты при добыче газа, урегулирование деятельности игорного бизнеса и добычи янтаря. Как считают в Минфине, выбор тут невелик - или финансирование армии, или налоговая реформа.
Презентация проекта налоговой реформы, разработанного парламентским Комитетом по вопросам налоговой и таможенной политики. Часть 1. Налог на прибыль и НДС