Владимир Рубцов, журналист
Всякий раз, когда в профессиональных сообществах страховщиков происходят кадровые ротации, рынок с надеждой взирает на новых глав, председателей, президентов и прочих "уполномоченных" защищать интересы страховых компаний. Но через какое-то время становится очевидным, что от перестановки имен ничего не изменилось, поскольку Система остается на месте.
Главные назначения на страховом рынке всегда являются кулуарными. Участники "избирательно-совещательных" собраний еще до начала мероприятия осведомлены, за кого надо голосовать, и, как правило, единогласно избирают одних и тех же людей, но уже в новом качестве.
Возьмем, к примеру, одно из самых крупных и влиятельных объединений - Моторное (транспортное) страховое бюро Украины. МТСБУ является единственным объединением страховщиков, которое осуществляет обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств за ущерб, причиненный третьим лицам.
Что же за время своего существования сделала организация, которая обязана защищать интересы тех, на чьи взносы "верхушка" покупает недвижимость, автомобили и средства роскоши?
Напомним, членство страховщиков в МТСБУ является обязательным условием осуществления деятельности по ОСАГО. Только базовый гарантийный взнос в эту структуру составляет минимум 300 тыс. евро.
Но этот "минимум" не позволяет страховой компании не то что выдвигать кандидатуры в президиум, но и голосовать. Таким образом, МТСБУ руководит средствами страховщиков, но сами они права голоса не имеют.
Даже избрание президиума, который мог бы влиять на рынок ОСАГО, в нынешних условиях - не более чем формальность. По наблюдениям генерального директора ассоциации "Страховой бизнес" Людмилы Белошицкой, если раньше страховые компании были уверены, что смогут эффективно работать, разрабатывать документы, которые будут способствовать развитию рынка ОСАГО и реально влиять на этот сегмент, то теперь такой уверенности нет. Большинство решений президиума должно согласовываться с коордсоветом.
"Нынешний состав позволяет блокировать любое решение, - отметил руководитель одной из страховых компаний. - Да и часть функций президиума, например, печать полисов ОСАГО и выдача их страховщикам, перешла к дирекции МТСБУ". Становится очевидным, что рассказы о реформировании бюро - очередная профанация. Денежные средства юридически принадлежат страховщикам, но о том, как дирекция бюро ими управляет, никто из них не осведомлен.
Впрочем, в последнее время МТСБУ уже не считает обязательным соблюдать хотя бы формально определенные процедуры, в частности, назначение генерального директора.
Так, 26 марта генеральным директором была избрана президент Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ) Наталья Гудыма. Процедура избрания гендиректора прошла с нарушениями. Согласно закону, сначала должно было пройти общее собрание, затем избрание президиума МТСБУ, которое, в свою очередь, выбирает президента и гендиректора.
Такое назначение Натальи Гудымы не стало неожиданностью, ведь Система по-прежнему жива и успешно функционирует. И тот факт, что гендиректором Бюро назначают креатуру народного депутата - "регионала" (родственника мужа), только подтверждает это.
Среди участников рынка распространены сведения, что нынешний статус и влиятельность Натальи Гудымы обусловлены личными взаимоотношениями с Александром Филонюком, который ранее занимал должность главы ЛСОУ и покинул этот пост, надеясь занять место Виктора Суслова, возглавлявшего тогда Госфинуслуг. Как известно, Филонюк главой госрегулятора так и не стал, но свой пост в Лиге передал Гудыме, которую участники рынка воспринимают не иначе как его "правую руку". Теперь все свои амбиции и финансовые интересы он пытается воплотить через МТСБУ, куда и продвинул свою протеже с помощью политиков, с которыми, как известно, Александра Филонюка связывает давняя дружба.
Гудыма, в свою очередь, помогла "продвинуть" проект Александра Филонюка - Международный финансовый форум, который ежегодно проходит в самых живописных местах Украины.
Согласно полученным сведениям, на каждом из форумов он лично зарабатывает порядка 50 тыс. у.е. Финансируется этот проект МСБУ за деньги страховщиков. При этом основная часть рынка считает, что эти мероприятия не только не эффективны, но и не целесообразны.
Гудыма как профессиональный лоббист на протяжении многих лет продвигает интересы отдельных игроков страхового рынка, получая от них вознаграждение, в том числе и от компаний, которые впоследствии стали банкротами, - "Добробут", "НАСТА", "Интер", "Лафорт", "Міська страхова компанія", "Інкомстрах", "Райп", "Украинская экологическая страховая компания" и многие другие.
Также по рекомендации Гудымы передел полисов ОСАГО произошел в пользу ЛСОУ. Бюро закрывает глаза на то, что члены ЛСОУ уже открыто начинают демпинговать, завоевывая таким образом все большую долю рынка.
Стоит отметить, что после прихода Натальи Владимировны в бюро ее советником стал ее муж - Бурлаенко Сергей Вячеславович. Также интересный факт, что только официальная зарплата самой Натальи Владимировны в МТСБУ составляет 70 тыс. грн.
Гудыма в собственном блоге однажды оговорилась о том, как "велик соблазн в таких структурах "нагреть руки" на чужих деньгах. И не каждому хватает силы воли ему противостоять".
Ситуация сейчас на рынке ОСАГО действительно сложная и с каждым днем ухудшается. Генеральному директору МТСБУ необходимо было еще в апреле проанализировать работу МТСБУ, и уже к середине мая подготовить реальный план краткосрочных действий по спасению Бюро и всего рынка, но вместо этого реализует совместную с Филонюком стратегию по расширению сферы влияния - сделать ЛСОУ единой страховой ассоциацией Украины. В настоящее время эти господа озабочены тем, что посредством рычагов влияния МТСБУ пытаются привлечь новых членов в Лигу или переманить их из других ассоциаций.
До сих пор реальных изменений в системе управления бюро нет. При этом Наталья Владимировна посещает все профессиональные и светские мероприятия, укрепляя связи с влиятельными людьми, используя деньги со сборов страховых компаний, а затем пытается заручиться поддержкой тех же страховщиков для дальнейшего воплощения своих интересов.
На днях под Комитетом Верховной Рады по вопросам финансов собрались на митинг клиенты компаний-банкротов, куда был приглашен и координационный комитет МТСБУ. Но сама Гудыма не вышла к людям, чтобы объяснить, почему выплаты пострадавшим будут осуществляться только после ликвидации компаний, которая может длиться годами.
Какие конкретные шаги для защиты прав страховщиков ею предприняты? Где изменения тарифной политики? Когда, наконец, будет внедрен электронный полис? Когда начнется реальная борьба с демпингом? Почему, проработав на новой должности только 4 месяца, гендиректор отправилась в отпуск на Мальдивы?
Как известно, любая Система зависит от прочности связей всех своих элементов и поэтому, пока все "винтики" на месте, - она вечна. Сегодня уже всем участникам рынка очевидно, что нужна полная перезагрузка МТСБУ. Тогда бюро смогло бы не просто выполнять возложенные на него функции, но и в будущем стать той моделью и прообразом СРО, которая так нужна рынку.