РБК-Украина: Американский сенатор Тед Круз отметил, что Администрация Президента Обамы делает недостаточно для того, чтобы в сегодняшней ситуации помочь Украине. Согласны ли вы с этим?
Морган Уильямс: Конечно, для любого бизнеса, в том числе американского, очень важно, чтобы в Украине была стабильность. Если Украина сама не может решить некоторые вопросы, то, конечно, американский бизнес очень заинтересован в том, чтобы помочь Украине. Власти США помогали Украине, предоставили инструменты для того, чтобы Украина смогла решить те важнейшие вопросы, которые сейчас перед ней стоят.
Американские инвесторы считают, что Украине нужно больше сотрудничать по двусторонним соглашениям между Украиной и Польшей, со странами Прибалтики, с другими странами и, насколько мы понимаем, эти страны уже готовы помогать Украине.
Насколько нам известно, господин Порошенко вскоре будет иметь визит в Варшаву. Мы надеемся, что он попросит Польшу более активно помогать Украине.
РБК-Украина: Порошенко также будет встречаться с Бараком Обамой.
Морган Уильямс: Насколько мне известно, они встретятся в Варшаве. Возможно, они также встретятся на мероприятиях в Нормандии. Также в Западной Европе будет еще одно общеполитическое событие, где Порошенко и Обама будут иметь возможность встретиться.
Для Президента Обамы очень важно услышать напрямую от Президента Порошенко, что именно нужно Украине.
РБК-Украина: Как американские компании развивались в Украине при президентстве Януковича и чего они ожидают от Президента Порошенко?
Морган Уильямс: В целом бизнес очень негативно относился к правлению Президента Януковича, поскольку происходило давление на бизнес. Из бизнеса фактически воровали деньги через разные схемы. У инвесторов, в том числе у американских, бизнес отбирали через рейдерские захваты.
РБК-Украина: Не могли бы вы рассказать, какой именно бизнес у американских инвесторов отобрали?
Морган Уильямс: Я не назову конкретные названия, но было довольно много случаев, в частности отбирали заводы.
А что мы ждем от Порошенко? От Порошенко очень большие ожидания. Он сам бизнесмен, неоднократно был на Западе. Он знает, как работает западный бизнес. Мы надеемся, что он будет делать все, что от него зависит, - а это очень много, для того, чтобы улучшить инвестиционный климат.
РБК-Украина: Расскажите о сотрудничестве в энергетической сфере между Украиной и США. В частности о LNG-терминале.
Морган Уильямс: От приватизации энергетического сектора Украины и преодоления коррупции зависит большая сумма инвестиций именно в энергетическую сферу. Если это произойдет, то американский бизнес охотно будет вкладывать очень серьезные средства.
РБК-Украина: А о каких суммах идет речь? Какие инвестиции от американского бизнеса можно ожидать в ближайшие несколько лет?
Морган Уильямс: Если будут приватизированы государственные предприятия, то речь может идти о 4-5 млрд долл. США в течение нескольких ближайших лет.
РБК-Украина: Расскажите, пожалуйста, в какой именно сегмент энергетической сферы желали бы инвестировать американские компании. Что именно хотели бы приватизировать? Как насчет инвестиций в модернизацию ГТС?
Морган Уильямс: Американские и другие иностранные инвесторы хотели бы видеть все энергетические компании, которые сейчас находятся в собственности государства, приватизированными. Инвесторам нужно, чтобы украинское правительство не занималось энергетическим бизнесом, не было владельцем и не руководило энергетическими компаниями, чтобы правительство продало свою долю в этих компаниях.
Если правительство не выйдет из энергетического сектора, сектор останется коррумпированным, а иностранные инвесторы не захотят инвестировать. Американские и другие иностранные инвесторы заинтересованы во всех отраслях энергетики Украины, но при условии, что правительство не будет коррумпированным и что инвестиции являются выгодными.
РБК-Украина: Расскажите, пожалуйста, насколько реальным является более тесное сотрудничество по продаже ядерного топлива компании Westinghouse? Когда можно ожидать, что Украина будет покупать ядерное топливо только этой компании?
Морган Уильямс: К большому сожалению, правительство Украины дало возможность компании Westinghouse поставлять только 20% ядерного топлива, в котором нуждается Украина. Россия продолжает контролировать остальные 80% горючего. Доля ядерного топлива, которое Украина покупает у России, остается слишком высокой. Большинство частных компаний, которые поставляют ядерное топливо, не имеют такого типа горючего, которое могло бы быть принятым в таких советских реакторах, которые работают сейчас в Украине.
Компания Westinghouse, при поддержке Департамента энергетики США, потратила значительное время, исследовательские ресурсы и средства на разработку и производство ядерного топлива, которое можно использовать в советских реакторах. Эта работа продолжалась более 10 лет. Правительству Украины стоило бы покупать как минимум 50% своих потребностей в топливе у компании Westinghouse и не более чем 50% у России. Правительству Украины также стоит работать над тем, чтобы найти третьего поставщика ядерного горючего.
Украине следует производить собственное ядерное топливо. Компания Westinghouse согласилась сотрудничать с правительством Украины по этому вопросу, что в долгосрочной перспективе может сэкономить правительству миллионы долларов. Правительство Украины отказалось от предложения компании Westinghouse и заключило контракт с Россией на строительство атомной электростанции в Украине. Это было ужасное решение как с точки зрения политики, так и с точки зрения экономики. Россия до сих пор не начала воплощать этот проект.
Беседовала Татьяна Шпайхер