Через несколько месяцев в Украине начнет выполнять полеты новая авиакомпания – SkyUp. 14 декабря состоялась ее презентация в Киеве. "Сегодня я искренне рад объявить о создании нового украинского перевозчика SkyUp, который будет работать по модели лоукост на внутренних и международных направлениях. Это был непростой путь, но мы его преодолеваем, - заявил на презентации министр инфраструктуры Владимир Омелян. - SkyUp начнет свою работу с марта 2018 года (по данным самого SkyUp – апрель, - ред.). Это компания со 100% украинским капиталом и это сверхважно. Мы хотим активизировать внутренние авиационные перевозки. Начата модернизация региональных аэропортов в Одессе, Черновцах и Виннице. На реконструкцию взлетных полос выделено 800 млн гривен. Я верю, что это позволит расширить географию полетов и привлечь лоукосты в региональные аэропорты в том числе. Я искренне хочу, чтобы новосозданный SkyUp усилил конкуренцию на рынке внутренних и бюджетных авиаперевозок".
По словам генерального директора авиакомпании SkyUp Евгения Хайнацкого, целью на 2018 год является выполнение чартерных, то есть для туроператоров, авиаперевозок на все популярные курорты, открытие внутренних регулярных украинских и международных направлений. В частности, в 2018 году чартерные рейсы будут осуществляться из Киева, Харькова, Львова, Одессы по 16 международным направлениям, в частности, в Анталию, Бодрум, Даламан (Турция), Шарм-эль-Шейх, Хургаду (Египет), Тиват (Черногория), Пальма-де-Майорку, Тенерифе, Аликанте (Испания), Тирану (Албания), Римини (Италия), Бургас, Варну (Болгария) и др.
Внутриукраинские регулярные рейсы стартуют в конце мая - начале июня с направлений Киев-Одесса, Харьков-Одесса и Львов-Одесса. Как ожидается, в 2018 году регулярные полеты по международным направлениям будут осуществляться на маршрутах Киев-Барселона (Испания), Киев-Дубаи (ОАЭ) и Киев-Ларнака (Кипр).
"Стоимость всех регулярных авиаперевозок будет формироваться по лоукост-модели без багажа и дополнительных услуг. Стоимость будет зависеть от направления выбранного путешествия и от времени покупки билетов в зависимости от того сколько дней остается до путешествия", - сказал Евгений Хайнацкий на презентации. По его словам, к примеру, билет на рейс Киев-Одесса будет стоить от 499 гривен в одну сторону.
Всего в следующем году новая авиакомпания планирует перевезти около 650 тыс. пассажиров. В 2018 году авиаперевозчик намерен получить в лизинг четыре самолета Boeing 737-800 NG емкостью 189 мест (2001, 2002 и 2011 годов выпуска). Евгений Хайнацкий сказал РБК-Украина, что некоторые из этих воздушных судов ранее летали в парках других лоукостеров.
По его словам, с 2019 года сеть маршрутов будет расширяться вместе с ростом парка самолетов. В SkyUp намерены пополнять флот ежегодно на два-три самолета Boeing-737-800 NG и Boeing 737 MAX, доведя их число до 2022 года до 12 штук.
Акционерами новой авиакомпании выступили Юрий и Татьяна Альбы – собственники одного из крупнейших туроператоров Украины Join Up! Объем инвестиций в компании отказались озвучить. Авиакомпания учреждена в июне 2017 года. Для начала полетов авиаперевозчик должен получить в Государственной авиационной службе сертификат эксплуатанта. Евгений Хайнацкий уточнил РБК-Украина, что авиакомпания планирует получить этот документ к концу февраля.
Только для туристовНа фоне динамичного развития украинского рынка авиаперевозок на протяжении последних трех лет появления нового украинского перевозчика выглядит вполне логичным, считает эксперт авиарынка Андрей Ярмак. По данным Госавиаслужбы, по итогам января-сентября 2017 года украинские авиакомпании перевезли около 8,2 млн пассажиров, что на 32,2% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. При этом темпы роста чартерных перевозок больше, чем регулярных. В частности, чартерные перевозки возросли на 52,1% до около 3 млн пассажиров, а регулярные – только на 23% до 5,2 млн пассажиров.
При этом выход на рынок авиаперевозок через выполнение чартерных рейсов эксперты называют правильным решением. Так, исполнительный директор авиакомпании "Аэроджет" Анатолий Мазуренко считает, что в случае с авиакомпанией SkyUp лучше начинать свою деятельность с выполнения чартерных авиаперевозок, поскольку ее учредителями являются собственники крупного туроператора Join UP! "И только позже можно обратить внимание на выход на рынок регулярных авиаперевозок. Регулярные рейсы с коммерческой точки зрения очень сложный и рискованный процесс", - отмечает он.
Бывший председатель Госавиаслужбы Денис Антонюк считает, что благодаря тому, что у новой авиакомпании Sky Up и туроператора Join Up!, который контролирует существенную долю туристического рынка, одни и те же собственники, то проблем с заполнением двух-трех самолетов быть не должно. "Владельцы и руководители авиакомпании - люди хорошо знающие и понимающие украинский туристический бизнес, - говорит Денис Антонюк. - Не думаю, что целью новой авиакомпании являются классические лоукост-перевозки. На мой взгляд, в данном случае вырисовывается модель схожая с тем как работают туроператор Anex Tour и авиакомпания Azur Air Ukraine, которые принадлежат одним и тем же собственникам. Azur Air Ukraine работает на чартерном рынке, перевозя туристов в первую очередь Anex Tour".
В Sky Up называют партнерство с Join Up! стратегическим, но не отказываются от продажи мест на своих рейсах другим туроператорам. Евгений Хайнацкий подтвердил РБК-Украина, что сейчас проходит переговорный процесс с другими участниками туррынка, которые хотят выкупать как блоки мест, так и целые рейсы под свои туристические программы. "Я уверен, что мы договоримся со всеми и будет несколько туроператоров, которые будут выполнять рейсы с нами", - сказал он.
В Украине чартерными авиаперевозками занимаются авиакомпании МАУ, Windrose, Azur Air Ukraine, Bravo, Yanair, Dart, Khors, рассказывает коммерческий директор по авиационной деятельности аэропорта "Харьков" Владислав Ильин. Он считает, что новой авиакомпании SkyUp вполне по силам занять свое место на рынке чартерных авиаперевозок. "Туроператор Join Up! формирует более 30% рынка исходящего туризма. В моем понимании этих объемов вполне достаточно, чтобы обеспечить необходимую загрузку новой авиакомпании, тем более, если они планируют предлагать места на своих рейсах еще и другим туроператорам”, - отмечает Владислав Ильин.
Вместе с тем Анатолий Мазуренко считает, что есть риск того, что новая авиакомпания SkyUp останется в сегменте чартерных полетов, как сейчас работает Azur Air Ukraine, то есть не будет заниматься регулярными авиаперевозками. "Регулярные рейсы - это совершенно другой уровень работы авиакомпании, со значительно более высокой ответственностью, особенно, финансовой", - говорит он.
Мало того, эксперт авиарынка Сергей Хижняк называет презентацию новой авиакомпании разочарованием и неоправдавшимися ожиданиями. "Ведь, по сути, SkyUp будет обычным чартерным авиаперевозчиком. Большинство заявленных направлений будут выполняться для туроператоров. И даже озвученные планы по открытию регулярных рейсов в Барселону, Ларнаку и Дубаи это будут фактически чартерные авиаперевозки, - рассказывает он. - Согласно действующей в Украине нормативно-правовой базе, если по какому-либо из международных направлений на регулярной основе летает хотя бы одна авиакомпания, то на этих маршрутах невозможно выполнение чартерных рейсов. Такая ситуация сложилась как раз по этим трем маршрутам, куда уже летают на регулярной основе авиаперевозчики, в частности, "Международные авиалинии Украины". Поэтому SkyUp выводит на рынок выполнение полетов по этим маршрутам под видом регулярных. Но, по сути, места на этих рейсах будут продаваться, в первую очередь, туроператорам".
Примерно такого же мнения в данном случае придерживается и Андрей Ярмак. "Международное регулярное сообщение заявлено с Ларнакой, Барселоной и Дубаем. Я думаю, что и на этих маршрутах авиакомпания летала бы в чартерном режиме, но действующее украинское законодательство не позволяет этого сделать. Так, если на определенном маршруте уже присутствует регулярная перевозка, то выполнение чартеров запрещается в радиусе 200 км от пункта назначения. Базовую загрузку по этим направления снова же будут обеспечивать туристы, а остаточные емкости будет продаваться в свободной продаже. При этом общедоступные тарифы будут предлагаться без багажа и дополнительных услуг, что и позволило авиакомпании ассоциироваться с лоукостами", - говорит он.
Сергей Хижняк говорит, что единственным плюсом для пассажиров можно назвать открытие внутриукраинских рейсов по довольно низким ценам. "Но, скорее всего, это вынужденная мера для перегонки самолетов из одного аэропорта в другой для дальнейшего выполнения чартерных международных рейсов. Или же это некий реверанс в сторону правительства, свидетельствующий о том, что мы социально ответственная авиакомпания, которая готова выполнять рейсы по низким ценам", - отмечает он.
Но летать по заявленным внутриукраинским маршрутам довольно рискованно. "Говорить о долгосрочном выходе перевозчика эти маршруты преждевременно, поскольку предыдущий опыт на примере других авиакомпаний, в частности, "Браво" из Киева в Одессу или МАУ из других регионов в Одессу, говорит об отсутствии постоянного платежеспособного спроса. Потому их планы на внутреннем рынке выглядят амбициозно, за что их нужно похвалить", - отмечает Андрей Ярмак.
Таким образом, по мнению Сергея Хижянка, выход SkyUp не принесет конкуренцию на рынок регулярных авиаперевозок, то есть не приведет к снижению цен на билеты для простых пассажиров. "Он принесет конкуренцию на другой рынок – между авиакомпаниями и туроператорами. Скорее всего, туроператор Join Up! сэкономит на своих расходах при продаже туров, но не факт, что это отразится на снижении цен на отдых для туристов, - говорит он. - Вряд ли SkyUp будет лоукостом, тем более национальным. Его появление окажет влияние только на цены на внутриукраинских рейсах. И то, скорее всего, не все билеты на эти рейсы будут продаваться по 499 гривен".