В Государственной фискальной службе уверяют, что предприниматели, которые ранее использовали возможность беспошлинного ввоза товаров через границу, приостановили свою деятельность после ужесточения норм Налогового кодекса. С начала января, чтобы получить льготу на беспошлинный ввоз, нужно отсутствовать за пределами страны не менее суток и въезжать в Украину не чаще, чем один раз в 72 часа. Но в Верховной Раде считают, что норма о 24 часах пребывания за границей является дискриминационной по отношению к жителям приграничных территорий, которым теперь станет дороже ездить в соседние страны за покупками. Подробнее о новых правилах и инициативе депутатов - в материале РБК-Украина.

С начала года в Украине действуют новые правила беспошлинного ввоза в страну товаров на сумму до 500 евро и весом до 50 кг. В пределах этих норм перевозить товары (кроме подакцизных) без уплаты налогов через автомобильные и железнодорожные пункты разрешается, если человек отсутствует в Украине как минимум 24 часа и въезжает в страну не чаще, чем один раз за 72 часа. Если эти условия не выполняются, тогда лимит беспошлинного ввоза ограничивается 50 евро, а каждое следующее евро в стоимости товара облагается НДС (20%) и ввозной пошлиной (10%).

Инициатива с ограничениями 24/72 принадлежит правительству. В Министерстве финансов объясняют введение новых правил международными обязательствами Украины. Еще в 2006 году страна присоединилась к Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Документ, среди прочего, содержит рекомендации с ограничением беспошлинного ввоза товаров для тех лиц, которые отсутствует в стране менее суток или часто пересекают границу.

Группа недовольных

Не успели новые правила вступить в силу, как вблизи украино-польской границы начались митинги неких активистов, требующих отмены поправок в Налоговый кодекс. В знак протеста люди перекрывали дороги к пунктам пропуска на границе в Львовской и Волынской областях.

Такая реакция на новые правила вполне предсказуема. Ведь для многих жителей приграничных территорий ввоз товаров из-за границы без уплаты пошлин и НДС давно является основным заработком. Суть этого "бизнеса" понять несложно. Для начала оптовые партии товаров дробятся в пределах 50 кг и 500 евро недалеко от границы, к примеру, на территории Польши. Оттуда физлица (преимущественно местные жители) доставляют их в Украину, перевозя за один раз не более 50 кг на сумму до 500 евро, и тем самым формально не нарушая таможенные правила. До введения новых правил в день можно было сделать несколько "ходок", так как фактически не было никаких ограничений по количеству въездов и выездов. В Украине партии товара обратно загружались в фуры, а дальше отправлялись по точкам розничных продаж, где реализовывались по более низким ценам, чем товары, которые были растаможены с уплатой всех официальных налогов и платежей.

Несколько перевозчиков, с которыми на условиях анонимности удалось поговорить РБК-Украина, уверяют, что для тех, кто возил товары без уплаты пошлин, ровным счетом ничего не поменяется. "Через месяц-полтора все вернется на круги своя. В нашем регионе очень многие возят контрабанду, и они не позволят властям убить свой бизнес. "Пиджачники" (так называют тех, кто помогает предпринимателям перевозить товары через границу, оптимизируя таможенные платежи, - ред.) как были, так и будут, люди как-то исхитрятся, но будут перевозить товары все равно. Тем более, что у многих есть связи на таможне. Средняя такса - триста евро с "буса", - рассказал изданию водитель автобуса, перевозящий туристов через западную границу, не пожелавший назвать свое имя.

Другой житель приграничного с Польшей города, представившейся Остапом, рассказал РБК-Украина, что после вступления в силу закона для его бизнеса ничего не поменялось, и проблем на границе не возникло. Фирма Остапа занимается перевозками в Европу и параллельно возит товары из ЕС. В очередях стоять не приходится, и они без проблем провозят товары стоимостью больше 50 евро, не оплачивая пошлину. "Договориться можно на всех контрольно-пропускных пунктах, через которые удобнее всего ездить в Европу и обратно. Мы чаще всего ездим через Чоп", - объяснил собеседник.

Впрочем, в Государственной фискальной службе уверяют, что схема с дроблением партий товаров перестала работать после введения нормы о 24-часовом отсутствии за пределами Украины. "Граждане, которые использовали в прошлом году норму относительно беспошлинного ввоза до 500 евро и измельчали партии в тех объемах, прекратили свою деятельность", - заявил на прошлой неделе и.о. главы ГФС Мирослав Продан.

На 15 января ГФС получила от Госпогранслужбы более 16 тысяч сообщений о гражданах, которые въезжали в страну раньше, чем через 24 часа после выезда и чаще одного раза в течение 72 часов. Причем, по словам Продана, всего лишь двое человек из 16 тысяч попали под налогообложение товаров. Из чего следует, что все остальные часто пересекающие границу делали это без товаров либо вкладывались в лимит 50 евро.

Шаг назад

В парламенте же считают, что новые правила следует откорректировать. Глава подкомитета Рады по вопросам правового обеспечения деятельности таможенных органов Андрей Антонищак (БПП) уверен, что нормой о 24 часах нарушаются права украинцев, живущих на приграничных территориях. И для таких людей, по мнению депутата, новые условия беспошлинного ввоза товаров несут дополнительную финансовую нагрузку в связи с необходимостью аренды жилья либо же при уплате НДС и пошлины.

Две недели назад Антонищак внес в Раду проект закона, исключающий из Налогового кодекса условие о 24-часовом отсутствии за пределами страны. Он считает, что сутки - это слишком много времени, чтобы жителю Львовской области съездить в польские города, к примеру, Перемышль или Жешув, сделать покупки и вернуться обратно. "Человек потратит пятнадцать минут, чтобы доехать до первого польского городка. Такое же есть по Закарпатью, чтобы в Словакию или Венгрию доехать. Три часа максимум времени ему нужно потратить на то, чтобы с семьей купить на тех 500 евро или на каждого члена семьи, которые являются гражданами Украины. Еще 15 минут ему нужно, чтобы вернуться на таможенную территорию Украины. Время в пути займет четыре – максимум пять часов. Зачем гражданам Украины пребывать за границей более 24 часов? Это абсолютно не касается "пиджаков" и никоим образом не влияет на очереди и контрабанду", - поясняет народный депутат.

На прошлой неделе в комитете по вопросам налоговой и таможенной политики не пришли к общему решению, как быть в этой ситуации. Как отметила глава комитета Нина Южанина, для начала нужно все же разобраться, мешает ли норма о 24 часах обычным гражданам, которые иногда ездят за покупками в соседние страны, и не вернет ли ее отмена лазейку для "серого импорта".

Временные порядки

Пока контроль за соблюдением новых таможенных правил регулируется временным порядком, введенным в действие распоряжением главы Госпогранслужбы. Обмен информацией о количестве, дате и времени въездов пограничники фиксируют на специальных талонах, передавая их таможенникам. Через несколько месяцев обмен информацией должен происходить таким образом, чтобы данные о въезжающих в Украину лицах автоматически передавались на рабочее место таможенника из информационной системы пограничника.

Когда будет готово новое программное обеспечение, которое пока еще разрабатывается, обмен информацией о гражданах, подпадающих под нормы 24/72, станет более быстрым, уверяют в ГФС. Кроме того, с запуском автоматического обмена информацией исключается человеческий фактор, а вместе с ним и коррупционные риски. "Все то, что сканируется в считывающем устройстве при сканировании паспорта пограничником, автоматически трансформируется в систему "Инспектор-2006" на рабочее место таможенника. Таким образом, мы существенно уменьшаем по времени все таможенные формальности", - объяснил Мирослав Продан. По его словам, подобная система с объединением баз уже тестировалась на пункте пропуска на границе с Беларусью.