Верховная Рада одобрила выводы и предложения парламентариев к проекту госбюджета-2018. Теперь правительство должно рассмотреть правки народных депутатов, часть - учесть, часть - исключить. После чего документ вынесут на второе чтение и голосование в целом. Вероятней всего, традиционно, это произойдет ближе к концу декабря.

С момента регистрации проекта в парламенте до рассмотрения бюджетных выводов прошло без малого два месяца. Тем не менее, ключевые коррективы в правительственную редакцию документа депутаты и чиновники вносили лишь накануне голосования. Во многих правках, предложенных парламентариями, сложно не заметить намеки на лоббизм. У Кабинета министров теперь два пути - или принять ключевые правки и начать пересчитывать доходы бюджета или "уйти в клинч" с депутатским корпусом. Подробнее о бюджетных перипетиях - в материале РБК-Украина.

В парламенте стартовал бюджетный процесс. Во вторник вечером, 14 ноября, Верховная Рада поддержала в первом чтении проект государственного бюджета-2018, точнее - проект постановления о выводах и предложениях к проекту госбюджета. Ввиду особенностей принятия госбюджета, голосование за выводы принято считать первым чтением. Документ поддержало 260 народных избранников. Депутаты также приняли за основу два законопроекта с изменениями в Налоговый и Бюджетный кодексы, на основании которых рассчитывалась доходная часть казны.

Парламентский комитет по вопросам бюджета рассмотрел проект еще 19 октября. Как писало РБК-Украина, комитет оставил правительственную редакцию без существенных изменений. Однако тогда из-за протестов под стенами парламента голосование не состоялось.

Стимулы для сомневающихся

Свои голоса за бюджет-2018 в первом чтении, кроме БПП и "Народного фронта", отдали группа "Видродження" (25 голосов "за"), "Воля народа" (16 "за"), фракция "Радикальной партии" (15 "за") и 21 внефракционный депутат. Отметим, что подавляющее большинство членов "Видродження" и "Воли народа" избирались по мажоритарным округам.

Чтобы "мажоритарные" депутаты были сговорчивее, при доработке проекта госбюджета-2018 в профильном парламентском комитете в расходы добавили 5 млрд гривен на субвенцию социально-экономического развития территорий, забрав эту сумму у Фонда регионального развития (ФРР). Эти средства предназначены на "хотелки" депутатов, как правило, на нужды их округов. К тому же распределение этой субвенции по процедуре проще и быстрее, чем получение средств через ФРР.

Это не все, что может "получить" "Видродження" в бюджете на следующий год. Перед голосованием член группы Антон Яценко заявил, что правительство учло их требования по финансированию строительства метрополитена в Харькове и лечению глухонемых детей. При этом, Яценко уточнил, есть требования, на которых группа будет настаивать при доработке проекта. "Мы не готовы будем поддерживать бюджет в целом, наша группа, если не будут учтены полностью потребности по медицине", – заявил Яценко.

Фактор раздражения

Один из наиболее спорных вопросов в бюджете на следующий год - дополнительная нагрузка на местные бюджеты. Внеся проект в Раду, Кабмин предложил передать на места оплату жилищных льгот (речь идет именно о льготах, а не о субсидиях), что обошлось бы муниципалитетам примерно в 7 млрд гривен. Этот момент был учтен в проекте изменений в Бюджетный кодекс, и на основании такой нормы рассчитывалась сумма субвенции в госбюджет на жилищные субсидии. Вопреки замечаниям Ассоциации городов и некоторых депутатов, бюджетный комитет поддержал позицию правительства, согласившись возложить на местные власти обязательства по выплате жилищных льгот для населения.

Буквально за день до рассмотрения проекта госбюджета-2018 в сессионном зале, Кабмин согласился оставить финансирование жилищных льгот на центральном уровне, то есть - из госказны. При этом, как пояснил РБК-Украина собеседник в правительстве, пока речь идет не об увеличении расходов на субвенцию местным бюджетам (на выплату жилищных субсидий и льгот). Общая сумма субвенции останется в пределах 55 млрд гривен, как изначально и предполагали чиновники. Пока неясно, будет ли правительство увеличивать расходы по этой программе или оставит решение вопроса на следующий год.

В БПП РБК-Украина уточнили, что Кабмин изменил свою позицию после консультаций с Администрацией президента. "Это президент требует от Минфина (оставить финансирование жилищных льгот в госбюджете, - ред.). Они нехотя, но сейчас пересчитывают. Этот вопрос согласован. Это указание президента. Они уже не выкрутятся", - уверял издание за несколько часов до рассмотрения проекта изменений в Бюджетный кодекс депутат из президентской фракции, не пожелавший назвать свое имя.

Аграрные дебаты

Переговоры о распределении дотации аграриям были длительными и непростыми. Еще в конце прошлого года, принимая бюджет-2017, депутаты и правительство договорились, что с 2018 года сумма бюджетной дотации на развитие сельхозпредприятий будет ограничена 150 млн гривен в год для одной компании и для связанных с ней лиц. Но в этом году ограничений так и не было. При доработке госбюджета-2018 в профильном комитете Рады группа парламентариев предложила отменить ограничение. Комитет эту правку одобрил, Минфин также не стал возражать. "Мы выступали против ограничения в 150 миллионов гривен. Тот, кто платит НДС, тот и должен получать компенсацию", - ранее говорил РБК-Украина собеседник в Министерстве финансов.

Но вчера при рассмотрении госбюджета-2018 с голоса была предложена правка, оставляющая ограничение в 150 млн гривен для одной компании. Как писало РБК-Украина, больше остальных от этой нормы проиграют птицеводческие предприятия, входящие в "Мироновский хлебопродукт" Юрия Косюка, а также компании Олега Бахматюка, которые получили в этом году львиную долю бюджетной дотации.

По информации РБК-Украина, сохранение нормы о лимите дотации в 150 млн гривен лоббировали глава группы "Видродження" Виталий Хомутынник и владелец агрохолдинга "Кернел" Андрей Веревский. Этот вопрос, как уверяют собеседники в исполнительной власти, решался на уровне Администрации президента. В пресс-службе "Видродження" не смогли предоставить комментарий Хомутынника по этому поводу. На днях стало известно, что кипрская компания Cacique Limited, аффилированная с Хомутынником, получила разрешение Антимонопольного комитета на приобретение контроля над 7 агрокомпаниями, которые принадлежат "Кернелу" Андрея Веревского.

Исчерпали ресурс

За несколько дней до запланированного рассмотрения проекта госбюджета-2018 нерешенным оставался вопрос по индексации некоторых налоговых ставок и акцизов и внесению соответствующих изменений в Налоговый кодекс. На основании этого проекта Министерство финансов рассчитывало доходную часть бюджета. И без его принятия рассмотрение бюджета не имело никакого смысла. "Бюджет основан на доходах, которые посчитаны на основе проектов, которые подаются вместе с бюджетом. Индексация - это выполнение закона, мы должны ежегодно индексировать. Плюс выполнение Соглашения об ассоциации с ЕС", - пояснил РБК-Украина собеседник из аппарата Минфина.

Комитет Рады по вопросам налоговой и таможенной политики сначала отказывался рассматривать законопроект, предусматривающий правки в Налоговый кодекс. Аргументировали тем, что Минфин из года в год, повышая ставки акцизов, не получает пропорционального увеличения доходов в госбюджет, но при этом вредит производителям. Во вторник утром комитет рекомендовал принять доработанный проект, который, среди прочего, отменяет запланированный правительством рост акцизного сбора на алкогольную продукцию. Глава налогового комитета Нина Южанина уточнила, что речь идет о водочных изделиях, пиве, крепленном вине, а также плате за радиочастотный ресурс. Но комитет согласился поднять специфическую ставку акцизного сбора на табачную продукцию. "Что касается табака, объединили все законопроекты и приняли решение о повышении специфической ставки акцизного налога планомерно в течение восьми лет каждый год с шагом 20%. Но в этом году повышение ставок произойдет где-то до 30%", - пояснила журналистам Южанина.

Причем в табачном вопросе парламент также пошел вразрез с правительственными наработками. По замыслу Минфина, ставки акцизов для табачной продукции уже со следующего года нужно было платить не в гривне, как сейчас, а в евро. Депутаты эту норму не приняли. "Только от перевода ставок акцизов в евро они собирались дополнительно выкачать из карманов потребителей около 6-7 млрд гривен", - отметила член налогового комитета Татьяна Острикова (фракция "Самопомич").

Табачные компании идею чиновников тоже не поддержали. "Вся индустрия, как один, выступила против ставок в евро. Это - экономический абсурд. Плюс риски девальвации. Плюс колебания курса, когда ты не сможешь правильно посчитать акциз и залетишь на штраф", - ранее в разговоре с РБК-Украина пояснял на условиях анонимности представитель крупной табачной компании.

В Минфине вчера решение парламента не комментировали. Впрочем, учитывая, что львиная доля правок всегда "всплывает" при подготовке бюджета ко второму чтению, не стоит исключать, что в итоге позиция депутатов по акцизам изменится. Пока же парламентарии увлечены больше расходами. "Вместо того, чтобы на доходную часть смотреть и искать точки роста, все ищут, где в бюджете "я" в расходной части. Если "меня" нет, то "я" голосовать не буду", - возмущался в разговоре с РБК-Украина один из входящих в коалицию депутатов.

Согласно регламенту, Минфин обязан проанализировать выводы и рекомендации Верховной Рады и подготовить проект госбюджета-2018 ко второму чтению.