За последние два месяца вокруг Понинковской картонно-бумажной фабрики (ПКБФ), которая находится в Хмельницкой области, разгорелся скандал. Одно из крупнейших предприятий в картонно-бумажной промышленности на территории Украины обвиняют в загрязнении окружающей среды и указывают на его причастность к объявленной в Житомирской области чрезвычайной ситуации.
Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, мы обратились к генеральному директору ООО "ПКБФ" Сергею Кореневу.
РБК-Украина: Расскажите, с чего собственно начался весь процесс обвинений фабрики?
Сергей Коренев: Впервые мы об этом узнали в начале марта, когда на официальном сайте Барановского городского совета появилась информация о заседании круглого стола по вопросам загрязнения бассейна реки Случь, где в числе главных виновников была названа Понинковская бумажная фабрика. Дальше было создание инициативной группы "Патриоты – за чистый Случ".
В процессе их заседаний и принятых решений вопрос вины фабрики поднимался постоянно, выходя на уровень СМИ разных уровней. Это подрывало авторитет нашего предприятия, тысячного коллектива работников. На последнем заседании инициативной группы в Понинке готовился вопрос о закрытии фабрики до полного восстановления работы очистных, хотя никто не интересовался реальной картиной, не было детального обследования берегов рек и инспектирования, расположенных на них предприятий и частного сектора.
РБК-Украина: Заседание круглых столов, пусть даже с радикальными решениями, не смогли бы привести к режиму чрезвычайной ситуации?
Сергей Коренев: Мы знаем, что в соседней области введен режим ЧС, связанный с массовой гибелью рыбы. Но с уверенностью хочу заявить, что причиной этого является не работа нашей фабрики. На нашем предприятии получено разрешение на сбросы, установлены гранично допустимые величины по этим сбросам, мы делаем ежеквартальные анализы, которые все в норме.
Из СМИ нам стало известно, что без нашего ведома были отобраны пробы воды и сделаны анализы всплывшей рыбы. Мы дали запросы в эти инстанции, но до сих пор официального ответа нет, хотя должностное лицо из Житомирской инспекции, апеллируя якобы этими результатами, в телевизионном сюжете обвинило фабрику в сложившийся ситуации. Как могла повлиять фабрика или Хомора с очень низким водоизмещением на Случь, который раз в 5-6 по водоизмещению превышает ту же самую Хомору, непонятно. При этом по течению реки Хомора мор рыбы не наблюдался. Интересный факт, что фабрика в эти дни была на плановом ремонте. Этот вопрос тоже остается открытым.
Мы всерьез обеспокоены теми экологическими событиями, которые имеют место в соседнем районе, и готовы к конструктивному сотрудничеству.
РБК-Украина: Есть ли у вас предположение относительно того, кому это может быть выгодно?
Сергей Коренев: Не имея официальных доказательств, я не хотел бы кого-то винить. Есть много разных домыслов, и каждый из них имеет право на жизнь. Как, например, заинтересованность некоторых чиновников выиграть европейские гранты для своей громады, а экологическое направление – самое верное.
Действительно, проблема загрязнения речки существует, а работающее на ее русле предприятие – веский аргумент. Открыт вопрос активизации некоторых политических сил. Не хотелось бы говорить о каких-то рейдерских моментах, хотя последнее имело место на соседней Миропольской бумажной фабрике.
РБК-Украина: Вы обращались в профильные ведомства с заявлениями по факту таких действий в отношении предприятия?
Сергей Коренев: Мы написали обращения во многие инстанции с просьбой разобраться в ситуации. Хотелось бы получить ответ от телеканалов, которые однобоко изложили эту ситуацию, хотя некоторые съемочные группы приезжали по данному факту три раза за две недели.
Удивительно, но до сих пор нет официального ответа и соответствующих документов о проведенных заседаниях инициативных групп от Барановского горсовета. Нет пока ответов из Житомирских экологической и рыбинспекций.
РБК-Украина: Вы уже сделали что-нибудь для урегулирования ситуации с геоэкологической ситуацией рек вашего региона, с введением чрезвычайного положения и по факту мора рыбы?
Сергей Коренев: Работой по улучшению экологического состояния мы занимаемся постоянно. В наследство от советской экономики нам достались мощнейшие очистные сооружения, подобных есть лишь единицы по всему региону. Конкретно по данной ситуации нами создана рабочая группа, которая детально изучает данный вопрос, собирает необходимые материалы и доказательную базу.
Уже имеются факты вывода канализационных стоков домохозяйств прямо в реки, незаконного разорения прибрежных полос по притоках реки Случь, но мы будем действовать только в рамках действующего законодательства, с привлечениям к решению этих вопросов соответствующих служб и органов. С привлечением общественности инициировали проведение внеплановой проверки и отбора проб воды областными экологическими и санитарно-эпидемиологическими структурами, с конструктивными предложениями встречались с представителями Барановского района.
РБК-Украина: Какие ваши прогнозы хода событий относительно ситуации, которая сложилась вокруг фабрики?
Сергей Коренев: Мне не хотелось бы думать о каких-то страшных прогнозах. Но все здравомыслящие люди должны понимать, что не будет молчать тысяча работников, их семьи. Разрешение сложившейся ситуации должно произойти в рамках закона, чтобы предупредить социальный конфликт, внесение дестабилизации в работу предприятия и жизнедеятельность общины.
РБК-Украина: Объясните сам процесс бумажного производства на ПКБФ. Насколько оно безопасно?
Сергей Коренев: Мы производим бумагу и картон исключительно из вторсырья - из макулатуры, перерабатываем ежегодно до 90 тысяч тонн. Фактически, мы являемся предприятием, которое по миссии, по цели – экологическое. Если перевести все эти тонны макулатуры в кубические метры леса, то сумму нужно просто умножить на 4.
В процессе производства, кроме макулатуры, используется пищевой крахмал, он может быть кукурузный, картофельный. Надо учесть и тот момент, что в большей части наша продукция заказывается пищевой промышленностью, что само собой предусматривает жесткий контроль и повышенные требования к составным, не допуская при этом применения вредных веществ и примесей. Кроме того, у нас установлены также очистные сооружения на самом производстве.
РБК-Украина: В каком состоянии сейчас фабрика?
Сергей Коренев: За 4 года мы увеличили штат работающих из двухсот до тысячи человек, которые имеют полный социальный пакет и достойную зарплату. Полностью восстановили производство, построили два новых цеха.
На данном этапе обеспечиваем около 10% украинского рынка картоном и бумагой. Мы имеем большие перспективы и планы, по вопросам экологии открыты и готовы к конструктивному сотрудничеству.
Беседовала Кристина Смачило