Юрий Панченко, экономический обозреватель, специально для РБК-Украина

Нестабильная политическая ситуация в стране и антитеррористическая операция на Востоке не привели к значительному ухудшению для украинской промышленности. По итогам апреля Госстат зафиксировал спад промышленного производства на уровне 6%. Это даже меньше, чем по итогам предыдущего месяца, - спад в марте составлял 6,8%. Впрочем, такой результат все равно хуже показателей начала года, когда темпы спада были минимальны. Как результат - кумулятивный показатель 2014 года продемонстрировал лишь незначительное ухудшение - спад углубился с 5% до 5,3%.

Особенностью нынешнего отчета стало исключение из методики оккупированных Крыма и Севастополя. "Такой подход позволяет избежать резких провалов в динамике основных макроиндикаторов", - пояснила главный экономист инвесткомпании Dragon Capital Елена Белан. Статистику по Крыму и Севастополю Госстат публикует отдельно - общее падение промышленного производства на полуострове составило 30,5%. Это означает, что при включении этих данных в расчеты общий показатель падения украинской промышленности в апреле был бы большим - 6,5%. Более того, за месяц российской оккупации объем промышленного производства в Крыму (включая Севастополь) упал на 21%. В остальной Украине наблюдалась куда лучшая ситуация - по сравнению с мартом объемы падения составили лишь 1%.

Относительно благоприятные показатели Госстат фиксирует и в Донецкой и Луганской областях, где с прошлого месяца проходит контртеррористическая операция. Хотя, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, объем промышленного производства в Донецкой области упал на 13,2%, с предыдущего месяца он вырос на 4,8%. Обратная ситуация на Луганщине - по сравнению с апрелем 2013 года объемы промышленного производства в области выросли на 1,7%, тогда как по сравнению с мартом текущего года - упали на 4,8%. "Ущерб от контртеррористической операции пока не успел повлиять на статистику. С начала противостояния была приостановлена работа лишь нескольких заводов, что пока не способно иметь макроэкономический эффект", - пояснил начальник аналитического департамента инвесткомпании "АРТ-Капитал" Игорь Путилин. Впрочем, затяжной вооруженный конфликт на Донбассе все же будет иметь куда больший эффект для экономики. В частности, в мае Group DF заявила, что полностью остановила работу своих предприятий - Северодонецкий "Азот" и концерн "Стирол" - из соображений безопасности.

На работу химических предприятий также повлияло очередное повышение цены российского газа. Напомним, с начала апреля Россия отменила действие скидки на газ. Такое повышение тарифов мгновенно ощутили производители химической продукции. Как результат, темпы спада в отрасли углубились с 2,8% до 23,3%. Учитывая приостановку работы ряда химических предприятий, падение в отрасли продолжится и в последующие месяцы. Также с начала апреля НКРЭ увеличила предельную цену для промышленных потребителей на 30%.

Еще один тревожный сигнал - затяжное восстановление мирового спроса на металл. За месяц спад в металлургии углубился с 11,1% до 12,8%. По данным "Металлургпрома", в мае темпы снижения выпуска стали немного сократятся, однако уже в июне ускорятся до 10% и более из-за перехода некоторых комбинатов на вынужденный ремонт. В июне наступает Рамадан, напоминает Путилин, что приведет к снижению потребления стали в мусульманских странах.

В целом, большинство промышленных отраслей показало результаты, близкие к мартовским. Игорь Путилин обращает внимание, что погода в апреле была относительно прохладной, что привело к небольшому росту производства электроэнергии - на 1,1%. В свою очередь, март был относительно теплым, что вызвало спад производства электроэнергии на 8,3%. Именно этот показатель, по мнению эксперта, и обеспечил по итогам апреля некоторое торможение спада промышленного производства. По итогам года эксперт прогнозирует падение промышленного производства на уровне 6%, что в целом соответствует нынешнему состоянию промышленности.

Несмотря на относительно благоприятные прогнозы по промышленности, оценки экспертов в отношении всей украинской экономики куда более пессимистичны. Госбюджет на текущий год был переделан исходя из ожиданий спада ВВП Украины на уровне 3%. Спустя месяц после этого пересмотра, согласованного с МВФ, валютный фонд дополнительно ухудшил свой прогноз по ВВП Украины. Теперь он прогнозирует его спад на 5%. При этом по итогам I квартала был зафиксирован куда меньший спад - всего 1,1%. Это означает, что основной провал работы экономики ждет нас в ближайшем будущем.

Ожидания обвала экономики происходят на фоне стабильного роста в сельском хозяйстве - по итогам января-апреля отрасль показала рост на уровне 5%. По мнению Елены Белан, основным риском для украинской экономики сейчас является ухудшение внутреннего спроса. "Замедляющийся рост в розничной торговле и падение объема пассажирских перевозок свидетельствуют о замедлении потребительского спроса, в то время как инвестиционная активность остается слабой. Замедление потребления и сокращение инвестиций, скорее всего, способствовали дальнейшему падению реального ВВП в апреле, хотя об обвале экономики речь не идет", - отмечает эксперт. Елена Белан оценивает спад ВВП Украины в апреле на уровне 3%. Подобный спад, по ее мнению, будет зафиксирован Госстатом и по итогам года.

Исправить такую ситуацию может приток прямых иностранных инвестиций в украинскую экономику. В реалистичности такого значительного прихода ПИИ по итогам президентских выборов уверен кандидат в президенты Петр Порошенко. Впрочем, пока статистика наблюдает совсем другую картину. По данным Госстата, по итогам I квартала в страну пришло прямых иностранных инвестиций на сумму 570,2 млн долларов. Однако это цифра не отображает ни оттока иностранного капитала из страны, ни курсовых переоценок. С их учетом картина меняется до неузнаваемости - за квартал общий объем ПИИ упал почти на 6 млрд долл. - с 58,16 млрд долл. до 52,18 млрд долл. Половина из этой суммы была обеспечена реинвестированием капитала на Кипр. Это означает, что украинский крупный бизнес, маскирующийся в качестве иностранных инвесторов, пока не уверен в позитивных перспективах своих украинских активов. Динамика инвестиций в ближайшие месяцы после президентских выборов должна дать ответ, каким путем пойдет ВВП Украины: постепенного восстановления или дальнейшего падения.