Павел Костицин
Антитеррористическая операция (АТО) на востоке Украины совершенно прогнозируемо оказалась неподъемной для государственного бюджета. Затраты на нее уже превышают 1,5 млрд грн в месяц, а до конца года, по данным Министерства финансов, придется потратить еще 9,1 млрд грн. Это непозволительная роскошь, когда ВВП страны за ІІ квартал упал на 4,7%, а девальвация с начала года достигла 40%.
Трудности с финансированием АТО признал даже Президент Петр Порошенко, который заявил, что для того, чтобы поддерживать ежедневные траты на военные действия в размере 70 млн грн, необходимо вносить изменения в бюджет, а также Налоговый кодекс. Что, собственно, парламентарии и сделали 31 июля на закрытом заседании.
Во-первых, депутаты почти единогласно приняли решение секвестировать бюджет (увеличили поступления за счет налоговых поступлений и урезали издержки на социальные программы). Во-вторых, ввели новый, так называемый "военный налог". О планах по внедрению такого сбора правительство сообщило буквально несколько дней назад. А уже 31 июля парламентарии спешно проголосовали за новый механизм по наполнению прохудившегося бюджета - путем введения 1,5% целевого (военного) налога на доходы физлиц.
1,5% под Яценюка
Суть "военного" сбора достаточно проста: временно, до 1 января 2015 г., со всех трудоустроенных лиц будут взиматься дополнительные 1,5%. Если верить данным Государственной службы статистики, к началу июля в Украине было около 9,4 млн наемных работников. Фактически, это и есть целевая группа для нового налога.
"Сбор коснется всех граждан, которые получают доходы в форме заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат; вознаграждений, которые начисляются и выплачиваются в рамках трудовых взаимоотношений с работодателем", - пояснил юрист юридической фирмы FELIX Инна Плескач.
Также в базу начисления налога попадают выигрыши по любым лотереям, а также от азартных игр.
Что немаловажно - налоговым агентом будет выступать работодатель (то есть, не платить не выйдет), а сам налог войдет в состав налога на доходы физлиц, благодаря чему возрастет общая нагрузка на фонд зарплаты работающего бизнеса.
Безусловно, цель, с одной стороны, благая: критическое недофинансирование украинской армии не позволяет быстро и эффективно завершить боевую операцию в восточном регионе. А перераспределение денег через бюджет видится более эффективным и надежным инструментом, чем разнообразные и достаточно разрозненные акции под лозунгом "Поддержи армию! Переведи деньги на чью-то карту какого-то банка".
В то же время, новый сбор уже подвергся достаточно жесткой критике. Например, по словам бывшего члена бюджетного комитета Оксаны Калетник, дело не в размере сбора (15 грн с 1 тыс. грн - несущественная сумма), а в его расходовании, и целевом распределении.Согласен с ней и депутат от партии "Удар" Павел Розенко, который выступал за ведение дифференцированной шкалы сбора: от 1% для менее обеспеченных слоев населения и до 4-5% для зажиточных украинцев. Кроме того, "Удар" предлагала ввести сбор в размере 0,25% от оборота крупных предприятий. Однако, как отметил сам Розенко вчера в перерывах между заседаниями Рады, Минфин зарубил его инициативу, пояснив, что для ее внедрения необходимо разрабатывать новое программное обеспечение, а на это, дескать, нет ни времени, ни средств.
Согласно закону, поступления от "военного налога" будут аккумулироваться в Резервном фонде бюджета, расходы из которого, по сути, никем не контролируются. "Одному премьер-министру (Арсению Яценюку) известно, как будут тратиться эти деньги. Причем, он самостоятельно может ими распоряжаться, без тендеров, без какого-либо механизма закупок - одним росчерком пера", - объяснила директор департамента налогового планирования юридической фирмы ICF Наталья Ульянова.
Хотя для контроля распределения полученных в результате военного сбора средств многого не нужно. Достаточно создать спецфонд и назначить его ревизоров - министерства, ведомства и общественные организации. "И при этом обязать публично отчитываться, куда и на что были потрачены деньги. Только так можно добиться прозрачности", - подчеркнула Наталья Ульянова.
"Одному премьер-министру (Арсению Яценюку) известно, как будут тратиться эти деньги. Причем, он самостоятельно может ими распоряжаться, без тендеров, без какого-либо механизма закупок - одним росчерком пера"
Опасная уравниловка
Вторая проблема в том, что пусть и номинальное, но увеличение налоговой нагрузки с большой вероятностью приведет к негативной реакции общества и предпринимателей. И, следовательно, к попыткам уклонения от уплаты этого налога.
Самый популярный способ известен всем - минимизация базы налогообложения. Регулярно и далеко не первый год чиновники разного ранга, и в том числе, представители налоговых структур заявляют о том, что до 40-50% зарплат находится в тени. Очередные поборы явно приведут к росту этого соотношения. И явно не в не пользу "белых" зарплат.
"Кроме того, на сегодняшний день зарплаты на всех предприятиях урезаются, сотрудники лишаются премий и дополнительных выплат. Государственные компании, организации отменяют надбавки. Работодатели декларируют только минимальную зарплату, с которой военного сбора приходится 9 грн (при применении налоговой льготы) или 15,4 грн. (если льгота не применяется)", - привела пример Инна Плескач. Причем, как считают эксперты, сама по себе неуплата военного сбора - слишком очевидное нарушение, которое грозит немалыми санкциями (до 17-425 тыс. грн). Поэтому занижение сумм, скорее всего, будет проходить в связке с уклонением от уплаты налога на доходы физлиц. Схем для этого предостаточно.
Так что сумма в размере 2,9 млрд грн, которую планируется получить до конца года в бюджет благодаря "военному налогу", практически недостижима. К тому же, злые языки уже заговорили о том, что введение сбора косвенно будет подогревать военные действия и без того ухудшит незавидное положение Украины.