В последнее время представители Министерства финансов стараются всячески избегать публичных заявлений, связанных с налоговой реформой, подготовкой бюджета на 2016 год, а также дискуссий вокруг ситуации с украинскими внешними долгами. Тем не менее, в прошлую пятницу, 16 октября, министр финансов Наталья Яресько все же провела почти часовую пресс-конференцию.

В целом риторика министра сводилась к тому, что дно кризиса в нашей стране уже пройдено, а международные кредиторы готовы поддерживать нас, несмотря ни на что. Главное не торопиться и продолжать кивать в сторону МВФ.

И все бы хорошо, если бы госпожа Яресько в своих высказываниях не была столь противоречива и непоследовательна. Особенно, когда речь зашла о налоговой реформе и ее влиянии на экономику. 

Ключевой посыл министра был направлен на то, что Украине необходимо отказаться от попыток «родить» новую налоговую систему, а стоит прислушаться к варианту реформы, который рекомендует МВФ. Но где эти рекомендации?

Если проанализировать позицию Фонда, он, в принципе, выступает за то, чтобы воздержаться от революционных перемен, ограничившись лишь косметическими изменениями. И, фактически, наша страна приходит к тому, что нужно оставить как есть, ничего не меняя. Так это и есть реформа?

Только Минфину такая позиция очень выгодна, поскольку министерство упорно продолжает настаивать на своей концепции, которая предусматривает рост ставок ключевых налогов, завуалированное планомерное уничтожение упрощенной системы налогообложения, а также сохранение почти полностью неработоспособной системы НДС-счетов. Зато и МВФ будет доволен, и бюджет не останется в накладе.

При этом, Яресько приводит железный аргумент в защиту высоких ставок налогов. По ее мнению, излишняя либерализация приведет ко внушительному недобору доходов госказной (потери составят около 150-200 млрд грн). В то время, как перед властями, напротив, стоит сложная задача по сокращению бюджетного дефицита в 2016 году - с 4,1% до 3,7% ВВП.

Поэтому нужно не ставки снижать, а искать резервы сокращения государственных расходов. В этом с главой финансового ведомства, конечно, сложно не согласиться.

Если бы не одно «но»: за 8 месяцев 2015 года фактический профицит сводного бюджета Украины составил 28,3 млрд грн. Это реальные деньги, которые есть у страны, и которые уже сегодня можно осваивать на благо экономики - взамен на ослабление налогового давления.

Кроме того, если уж говорить о сокращении издержек, почему бы властям не обратить внимание на те колоссальные суммы, которые уходят на их же содержание? Только аппарат Верховной Рады и Государственное управление делами ежегодно изымают из бюджета около 2 млрд грн.

Или почему бы правительству вместе с парламентом не заняться наконец пенсионной реформой, чтобы не дотировать дырявый Пенсионный фонд, на финансирование дефицита которого только в 2015 году будет потрачено 81 млрд грн?

Вот они, резервы, практически под рукой. Главное - найти инструменты для их высвобождения. И тогда не придется искать деньги в карманах налогоплательщиков.

К тому же, профильный комитет Верховной Рады по налогам и таможенной политике свое видение реформы презентовал уже дважды, и к концу этой недели готов согласовывать концепцию с МВФ. Но Минфин играет в свою игру, всячески оттягивая момент диалога с комитетом, и подготовки единого проекта изменений в Налоговый кодекс, который должен быть представлен на рассмотрение в парламент.

Хотя подноготную этой игры разгадать не так и сложно. Министерство пытается угрозой срыва бюджетного процесса продавить через Верховную Раду угодные ему изменения, сыграв на том, что Украина любой ценой должна войти в 2016 год с новой налоговой системой.

В прошлом году подобная интрига сработала, завершившись скомканным голосованием за новшества в Налоговый кодекс в ночь с 28 на 29 декабря. На сей раз у Натальи Яресько, да и правительства в целом сторонников гораздо меньше.

В то же время позицию профильного комитета и предложенный им радикальный вариант реформы поддерживают не только депутаты (одобрение получено со стороны 160 народных избранников), но и в Администрации Президента. И даже МВФ, который в отношении реформы настроен скептически, готов к диалогу с комитетом Нины Южаниной. Уже на днях законопроект будет обсуждаться с постоянным представителем фонда в Украине Жеромом Ваше.

Так что, невзирая на показательную спекуляцию цифрами, доводы правительства в пользу того, чтобы вместо реальных изменений создать лишь их видимость, с большой вероятностью не сработают. И Наталье Яресько либо придется идти на компромисс, либо готовиться к тому, что парламент будет голосовать за налоговую реформу без участия Минфина.