Кабинет министров решил дополнительно проиндексировать ставки акцизов, в том числе и на табачную продукцию, на 9%. Это предусмотрено законопроектом №9085, который Кабмин внес в парламент вместе с госбюджетом на 2019 год.
Но производители сигарет настаивают, что ежегодного увеличения специфической ставки акциза на 20% до 2025 года, как это закреплено в Налоговом кодексе, достаточно, чтобы компенсировать госбюджету инфляционные потери. Теперь, по оценкам производителей, ставки акцизного налога в следующем году совокупно вырастут почти на 31%, что со временем отразится и на цене сигарет в рознице.
"Дополнительное повышение ставки - запланированные 20% плюс индексация на 9% - кумулятивно дают 30,8%, что приведет к еще большему росту цены. Повышение акциза на 20% приведет к подорожанию пачки сигарет в среднем на 5 гривен, а 9% - дополнительно на 2-3 гривны", - пояснил РБК-Украина руководитель группы взаимодействия с органами государственной власти компании JTI Украина Андрей Фита.
Кабинет министров не обсуждал с отраслью пересчет ставок с учетом инфляции, уверяют в табачных компаниях. И это при том, что индексация ставок с этого года необязательна, напомнил Андрей Фита. Пойдя на индексацию, по его мнению, власти "не учли реальную картину по отраслям". "Только в прошлом году был принят восьмилетний план повышения акциза (на 20% каждый год, - ред.). Если его пытаются поменять в первый же год существования, то о какой прогнозируемости рынков можно говорить?", - возмущается Фита.
Начальник отдела по работе с государственными органами British American Tobacco Ukraine Юрий Рылач также уверен, что план индексации специфической ставки акциза на 20% с 2018 по 2025 год не требует пересмотра. "План повышения ставок и так перекрывает существующие темпы инфляции, поскольку 20-процентное увеличение ставок само по себе существенно выше прогнозируемой правительством инфляции – девять процентов в 2018 году и десять процентов в 2019 году", - пояснил изданию Рылач.
"Теневые" рискиТабачники также апеллируют к тому, что планы Кабмина идут вразрез с принципом стабильности налогового законодательства. Согласно ему, налоговые изменения не могут вноситься позже, чем за шесть месяцев до старта нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Впрочем, власти и ранее игнорировали эту норму Налогового кодекса, неоднократно меняя ставки налогов в конце года, чтобы перекрыть "бюджетные дыры".
Повысив ставки слишком высоко, чиновники спровоцируют рост теневого рынка сигарет, опасаются производители. "В данном законопроекте не учитываются ставки акциза в соседних с Украиной странах, что может привести к существенному увеличению объемов незаконного ввоза на таможенную территорию Украины табачных изделий из стран, где ставки налогообложения ниже", - подчеркнул Юрий Рылач. Кроме того, по его мнению, с увеличением налогового давления на легальные компании также усилятся "конкурентные" преимущества "теневых" производителей.
Директор по корпоративным связям Philip Morris в Украине, Кавказе и Молдове Наталья Бондаренко, ссылаясь на данные исследования TNS Украина, отметила, что доля незаконной торговли табачными изделиями за шесть месяцев 2018 достигла 3,5% от объема рынка по сравнению с 2,3% в 2017 году. "Рост акцизов на 30% увеличивает привлекательность нелегальных сигарет для потребителя", - сказала Бондаренко РБК-Украина.
Несколько иные данные приводит Андрей Фита, указывая, что уровень нелегальной торговли в 2018 году вырос до 4,5%. Это, по его оценкам, стоило госбюджету около 2 млрд гривен. К тому же, как уточнил Юрий Рылач, за 7 месяцев 2018 года объем реализации табачных изделий сократился почти на 23% по сравнению с таким же периодом прошлого года. Из-за этого поступления от уплаты акциза упали почти на 10%, чего ранее не случалось, уверяет Рылач.
"Минимальные цены" на сигаретыПересмотр ставок акцизов на табачную продукцию – не единственная причина, почему сигареты в следующем году могут подорожать. В начале сентября Кабмин одобрил законопроект с изменениями в Налоговый кодекс о введении так называемого фискального механизма. Нормы этого документа, как полагают чиновники, не позволят производителям продавать сигареты по ценам ниже, чем сумма налогов, положенных к уплате с каждой пачки. В Раду проект Кабмин еще не внес.
Как будет работать фискальный механизм? Начиная со следующего года и до конца 2024 года, к минимальному акцизному обязательству будет применяться коэффициент 1,4, если розничная цена пачки сигарет окажется меньше, чем минимальный акциз, умноженный на коэффициент 1,65. То есть, этот коэффициент (1,65) применяется лишь для того, чтобы понять, не занижает ли производитель табачной продукции ее стоимость. Если, к примеру, пачка сигарет стоит 30 гривен, а минимальный акциз, умноженный на 1,65, превышает эту сумму, то в таком случае минимальный акциз для производителя будет рассчитываться с учетом коэффициента 1,4.
Этим же проектом закона предлагается ограничить снижение цен на сигареты в рознице не более чем на 5% от цены, указанной на пачке. В противном случае, продавцам сигарет придется заплатить штраф в размере 100% стоимости имеющихся в наличии сигарет, но не менее 10 тысяч гривен.
Эта правительственная инициатива разделила отрасль на два лагеря. Производители более дешевых марок сигарет категорически против введения фискального механизма, тогда как компании, производящие более дорогую продукции, выступили за.
"Фактически произошел ценовой сговор между тремя большими табачными компаниями, которые контролируют 75% рынка. С помощью правительства и Министерства финансов они вводят минимальные цены. Вместе с повышением на 31% это будет означать, что самая дешевая легальная пачка сигарет в ларьке будет стоить 36 гривен. Дешевле легальных сигарет в Украине не будет", - заявил РБК-Украина директор по корпоративным и юридическим вопросам Imperial Tobacco в Украине, Молдове и странах Кавказа Олег Стрекаль. По его мнению, фискальный механизм, предлагаемый правительством, противоречит европейскому законодательству.
Если Кабмину удастся реализовать свою идею, то максимальный рост цен произойдет именно в низком ценовом сегменте, уверяет Стрекаль. По его оценкам, в случае введения фискального механизма для тех, кто курит недорогие сигареты, цена пачки вырастет на 8-12 гривен, тогда как для курильщика более дорогих брендов - всего на 5 гривен.
"Фискальный механизм вынуждает производителя дешевых сигарет повышать цены больше, чем того требуется при обычном повышении акциза. Обычно акциз постепенно перекладывается в цену пачки, чтобы не было шока для потребителя. В дорогих и премиальных брендах так и будет. В низком сегменте рост будет одномоментный, иначе придется платить на 40% акциза больше", - прогнозирует представитель Imperial Tobacco.
Если оба законопроекта - об индексации ставок и о фискальном механизме, будут приняты, они, как полагает Олег Стрекаль, "фактически положат конец легальному рынку табака в Украине".
"Это будет торжественное открытие теневого рынка в Украине. Массовый потребитель такую цену и резкий скачек не потянет. И он будет курить то, что дешевле. А дешевле - это нелегальный продукт. Нелегальный рынок потихоньку растет, и такие законодательные инициативы дадут ему мощный толчок", - возмущается собеседник.
По его словам, компания уже обнаруживает подделки своих брендов сигарет, которые делаются на временно оккупированных территориях. "Они уже даже подделывают короба под нас, а не только пачки и сигареты. Делают "чисто под фирму". Приднестровье стоит на всех парах, Молдова "бьет копытом". Все готовится к тому, чтобы заходить в Украину после введения фискального механизма", - уверен Олег Стрекаль.
В отличие от Imperial Tobacco, в JTI, British American Tobacco Ukraine и Philip Morris идею с фискальным механизмом поддержали. Как пояснила РБК-Украина Наталья Бондаренко, над законопроектом полгода трудилась рабочая группа при Минфине, в которую также вошли представители индустрии.
"Мы считаем, что введение фискального механизма дополнительно увеличит поступления в бюджет от налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, а также акцизного налога и в целом положительно повлияет на рынок, ни о каком перераспределении долей компаний на рынке говорить не приходится", - уверяет топ-менеджер Philip Morris.
С введением фискального механизма, настаивает Бондаренко, не устанавливается запрет на продажу сигарет ниже определенного ценового уровня, а значит - и нет вмешательства в ценовую политику компаний.
Фискальный механизм не отразится на деятельности производителей, которые работают легально и продают свою продукцию не ниже суммы себестоимости и налогов, соглашается Андрей Фита из JTI. Перечисляя плюсы фискального механизма, Фита указал, что такой подход "соответствует требованиям Соглашения об ассоциации с ЕС и не ограничивает свободу ценообразования".
"Внедрение механизма будет способствовать стабильному и гарантированному росту тех поступлений в бюджет, которые напрямую зависят от цен. И это важно для государства. Он привязан к ставкам акцизного налога, применяется автоматически и исключает человеческий фактор", - говорит Андрей Фита.
В трех компаниях, чья позиция отличается от Imperial Tobacco, не берутся прогнозировать, как изменятся цены в случае введения фискального механизма. По оценке Натальи Бондареко, повышение акциза на 30% добавляет к минимальному акцизу 7 гривен на каждую пачку. Но как отреагируют производители на такой рост, в компании не знают.
"Более того, сегодня отсутствует действенный запрет на затоваривание складов продукцией перед повышением налогов и это позволяет некоторое время "экономить" на налогах. Кабмин, к сожалению, пока не продвигает решение данной проблемы", - говорит Бондаренко.
Фискальный механизм не лишает производителей права свободно устанавливать любые цены и не предоставляет никаких преференций тем или иным компаниям, уверяет Юрий Рылач из British American Tobacco Ukraine. "Каждый производитель будет иметь право устанавливать ту цену на продукцию, которую он считает необходимой, при этом создавая предохранитель от злоупотребления демпингом", - говорит Рылач.
Попытка номер дваТабачные компании пытались изменить модель уплаты акцизного налога с применением более высокого коэффициента – 1,85, еще больше года назад. Как писало РБК-Украина, с подобной законодательной инициативой выступала группа депутатов, указывая примерно ту же цель, что и сейчас Минфин – не допустить продажи сигарет по цене ниже суммы налогов.
Один из соавторов документа Александра Кужель поясняла изданию, что все расчеты и каждая цифра были согласованы с отраслью. Из четырех крупных табачных компаний идею с повышающим коэффициентом, как и сейчас, не поддержала компания Imperial Tobacco, производящая более дешевые марки сигарет, чем ее три конкурента. Интересно, что тогда эту идею не поддержал Минфин.
Теперь против фискального механизма высказался Антимонопольный комитет, указав, что принятие правительственного законопроекта может "привести к антиконкурентному эффекту для производителей и импортеров сигарет в низком ценовом сегменте из-за применения к ним дополнительной налоговой нагрузки после введения повышающего коэффициента".
Впрочем, как следует из протокола согласования позиций к проекту (копией располагает РБК-Украина), Министерство финансов не учло замечание АМКУ. В Минфине напомнили, что во второй половине 2015-2016 годов между отдельными производителями сигарет велись "ценовые войны", из-за чего средняя цена пачки снизилась до уровня меньше, чем сумма налогов. И по этой причине пострадали доходы госбюджета.
"В текущем году отдельные производители табачных изделий декларировали цены на сигареты в размере от 17,15 гривен до 18,58 гривен за пачку. То есть, цены на определенные марки сигарет декларировались на уровне ниже, чем сумма налогов и стоимость акцизной марки в одной пачке – 18,64 гривен", - следует из ответа Минфина на замечание АМКУ. В министерстве также уточнили, что такое снижение цен приводит к потерям госбюджета по налогу на добавленную стоимость и акцизного налога с розничных продаж.