Теневые операции составляли четвертую часть от официального валового внутреннего продукта (ВВП) Украины по 2018 год, или 846 млрд грн. Об этом свидетельствуют данные исследования Ernst & Young, проведенного в рамках меморандума с Минэкономики, НБУ и Госстатом, сообщает пресс-служба НБУ.

Предварительные результаты исследования "Снижение уровня теневой экономики Украины с помощью использования электронных платежей" были презентованы во время рабочей встречи с представителями ряда государственных органов в Национальном банке Украины.

По результатам исследования украинской экономики, 846 млрд грн или 23,8% от официального ВВП по 2018 год, находится в тени, из них:

19,7% ВВП (702 млрд грн) составляет наличная теневая экономика, 4,1% ВВП (144 млрд грн) - домашнее производство товаров для собственного конечного использования, то есть - неденежная теневая экономика.

Исследования в Украине свидетельствует, что более четверти (26,2%) объема наличной теневой экономики" (это 5,3% ВВП или 190 млрд грн) - это теневая экономика, где инициаторами расчета наличными являются обе стороны - и продавец, и покупатель. А остальные (73,8%) общего объема украинской теневой экономики (или 14,4% ВВП - 512 млрд грн) - это "пассивная теневая экономика", инициатором которой является продавец.

Ernst & Young провела подобные исследования в 33 странах мира, среди которых чехия, Польша, Словения, Словакия, Хорватия, Болгария, Босния и Герцеговина, Сербия и другие страны. Исторически уровень теневой экономики среди указанных стран колебался от 10,1% до 26,9% от объема ВВП.

Как сообщало РБК-Украина, по данным опроса КМИС, уровень теневой экономики в Украине в 2018 году составил 47,2% от общего объема ВВП, немного повысившись по сравнению с 2017 годом (46,8%).

Как свидетельствуют данные опроса Центра Разумкова, работать официально, но часть зарплаты получать "в конверте" соглашаются больше половины наемных работников в Украине (59,8%).