Табачные компании в октябре-ноябре провели массовое повышение максимальных розничных цен на сигареты на 5-12,5%. Подорожание табачной продукции в большинстве случаев на 1 грн. произошло в условиях неизменности ставок акциза. Производители объясняют пересмотр цен подорожанием акцизных марок на 9 коп., а также ростом себестоимости производства сигарет, пишет газета "КоммерсантЪ-Украина".

Производители сигарет последний раз пересматривали максимальные розничные цены (МРЦ) в начале лета, когда в Верховной Раде появился ряд инициатив о неожиданном и резком повышении в середине года ставок акцизного налога. Эти инициативы так и не стали законами, но компании впоследствии не снизили цены. Наоборот, с сентября, а массово - с октября-ноября они стали подавать в Министерство доходов и сборов новые МРЦ. Изменение стоимости коснулось торговых марок в разных ценовых сегментах: как сигарет с фильтром, так и без него.

В одной из табачных компаний объяснили, что если один из производителей меняет цены, то их пересматривают и остальные. "Филип Моррис Украина" увеличила МРЦ на 1 грн. на пачку сигарет Marlboro (до 15,5 грн.) с 1 сентября. Спустя месяц до этого же уровня была повышена стоимость Marlboro Gold Original, Flavor Mix и Gold Accent. На 5% и 9,5% выросли МРЦ на Parliament One и L & M Red, Blue, Silver Label - до 19 грн. и 11,5 грн. В то же время стоимость Оптимы классической (без фильтра) осталась прежней - 4,5 грн. Менеджер по вопросам фискального регулирования компании Алексей Калиниченко говорит, что основным фактором изменения стоимости сигарет стало увеличение затрат на покупку новых акцизных марок. С 1 сентября их цена выросла втрое - до 14,2 коп.

В Миндоходов ожидали аналогичного (на 8,7 коп.) подорожания пачки сигарет. Однако Калиниченко добавляет, что на пересмотр МРЦ также повлияло увеличение себестоимости производства в результате значительного роста нелегальной торговли сигаретами. Его объем оценивается в 7 млрд шт. в год. "Есть фиксированные расходы на производство, дистрибуцию, и они не зависят от объемов производства. Когда производство падает, то доля расходов растет и, соответственно, увеличивается себестоимость", - объясняет он, отмечая, что при сохранении такой динамики рынка не исключено дальнейшее увеличение стоимости продукции. Объем производства сигарет в стране за девять месяцев сократился на 13,4% (до 63,7 млрд шт.), соответственно, повышение стоимости сигарет позволит избежать сокращения выручки табачных компаний.

Директор отдела корпоративных вопросов "JTI Украина" Александр Когут говорит, что в его компании цены на некоторые марки выросли на 8-13%, а повышение цен не коснулось сигарет без фильтра. Еще с 1 октября на 1 грн. увеличились МРЦ на Camel (14,5 грн.) и Winston Сlassic (13,5 грн.), а с 1 ноября - на Sobranie (20 грн.) и Magna (9 грн.). Продукция по новым ценам появляется в продаже после распродажи остатков на складах. "Производители могут менять МРЦ в течение года, но не чаще одного раза в месяц. Причины могут быть разными: изменение затрат на производство, маркетинговые тенденции, конкуренция", - говорит Когут. Однако нынешний пересмотр он объясняет подорожанием акцизной марки. Несущественно выросла стоимость импортного сырья.

В "Imperial Tobacco Украина" в ноябре решили повысить МРЦ из-за появления "новых предложений в продуктовой линейке". Производитель запустил сразу три новых марки в сегменте queen size: Davidoff Shape, "Прима Оптима", West Compact Blue. Если последний бренд вырос в цене на 10%, до 11 грн., то цена первых двух не изменилась - 13 грн. и 9 грн. В "BAT Украина" на новые МРЦ перешли с 1 ноября. Например, пачка сигарет Kent разных модификаций выросла на 1 грн (15,5-16 грн), "Прилуки Премиум" - на 1,25 грн. Здесь даже решили пересмотреть стоимость сигарет без фильтра ("Козак" подорожал на 0,5 грн.), хотя в этом сегменте потребители очень чувствительны к цене.

В коалиции "За свободную от табачного дыма Украину" отмечают, что в условиях сокращения потребления табака целью повышения цен является увеличение прибыли. Основной причиной роста МРЦ на все виды сигарет в 2012-2013 годах, по их оценкам, стал не рост акциза, а безналоговая цена сигарет (розничная цена пачки минус налоги), которая повысилась на фоне нулевой инфляции и стабильного курса доллара. Производители не отрицают, что при снижении потребления и росте цен они останутся прибыльными. Однако от этого выиграет госбюджет: с каждой 1 грн. повышения цены в бюджет идет 27 коп., сказал представитель одной из табачных компаний.

Как сообщал MIGnews.com.ua, новые акцизные марки на алкогольные напитки и табачные изделия вступили в силу с 1 сентября: бутылка алкогольного напитка в среднем подорожает на 17 коп., пачка сигарет - на 8 коп.