На сегодняшний день в мире работают больше ста лоукост-авиакомпаний, причем большинство из них появились в последние 5 лет. По данным The International Air Transport Association (IATA), на их долю приходится 26% мирового пассажиропотока - 700 млн человек в год, при том, что традиционных авиакомпаний на планете в 12 раз больше, пишет издание "Корреспондент".

С тех пор, как компания South-west Airlines (США) предложила клиентам первый в истории дешевый полет в обмен на отказ от привычного сервиса, прошло полвека. В основе концепции дешевых полетов лежат тарифы, сопоставимые с железнодорожными, причем потребитель получает экономию времени.

В минимальный тариф бюджетной линии, в отличие от обычной, не входят бесплатный обед и напитки, возможность выбора пассажиром места в салоне, стыковок с другими рейсами, а также возврата денег за билет в случае отмены рейса. Большая плотность пассажиров - а значит, узкие проходы между рядами кресел - тоже снижает комфорт лоукостеров, но не их популярность. Если в среднестатистический обычный лайнер помещаются 128 человек, то в лоукост-вариант - 148.

"Люди готовы перетерпеть пару часов в кресле у которого не откидывается спинка, и не выпить свой бокал вина, зато потратить больше на сам отдых, проживание, развлечения", - говорит Усамма Салах, эксперт Национальной ассоциации бизнес-авиации США.

Летают лоукост-рейсы на короткие и средние расстояния до 2 тыс. км, ведь в тесном салоне клиенту дольше выдержать нелегко.

Чтобы сократить расход горючего, самолеты максимально освобождены от лишнего груза - нет большого количества багажа, поскольку за его провоз существенно вырастает тариф, и развлекательной инфраструктуры для пассажиров, например телеэкранов. Также бюджетные авиалинии оптимизируют использование своего флота - к примеру, сокращая время простоя машин.

Сейчас в Европе можно найти местные рейсы, билеты на которые стоят всего 10 евро. Однако чтобы слетать далеко и дешево, о билете нужно позаботиться заранее: за месяц до рейса он может стоить 10 евро, а в день вылета - уже все 100 евро. Таков принцип ценообразования y лоукостеров - стоимость растет по мере продажи мест в салоне.

Бюджетные перевозки уже серьезно угрожают классическим, говорят эксперты. Однако в Украине крупным компаниям пока бояться нечего, говорят участники рынка, ведь лоукосты у нас развиваются медленно.

Ведущие европейские лоукостеры не идут в Украину, поскольку здесь нет крупного пассажиропотока, говорит глава совета директоров международного аэропорта "Киев" Денис Кострожевский.

"У нас обслуживается около 8 млн пассажиров (в год), тогда как в захудалом европейском аэропорту - десятки миллионов", - жалуется Кострожевский. По его словам, многим украинцам не хватает денег даже на бюджетные билеты, а кроме того Украина так и не подписала "Договор об открытом небе"

Как сообщал MIGnews.com.ua, в феврале текущего года Wizz Air Украина объявила о начале полетов из международных аэропортов Донецка и Харькова, дополняя свою сеть украинских аэропортов в Киеве, Львове и Симферополе.