РБК-Украина: Какие основные направления работы экспертного совета по соблюдению прав человека при МВД?

Евгений Захаров: Главное задание совета - подготовить реформу МВД, исходя из концепции прав человека. В этом направлении совет и работает. Уже было несколько заседаний - 4 апреля, 15 мая, 15 июня. Следующее заседание пройдет 1 июля, а может, на выходных - 30 июня. Точно не знаю.

РБК-Украина: А какие основные положения концепции реформирования МВД, которую вы разрабатываете?

Евгений Захаров: Она базируется на принципах децентрализации, демилитаризации МВД. К принципиальным положениям можно отнести то, что это будет не милиция, а полиция европейского образца. Кроме того, она будет разделена на центральную - национальную и на местную полицию. Местная полиция - это часть полиции, которая действует на территории районов. Они действуют в тесном сотрудничестве с местной общиной, органами местного самоуправления. Ее работа оценивается местной общиной, которая принимает участие в назначении руководителей, осуществляет гражданский контроль.

Также должна быть изменена система оценки показателей работы полиции. Она будет нацелена на то, чтобы работа полиции оценивалась населением. Показателей сегодняшних, которые фальсифицируются, не будет.

Кроме концепции, некоторые вещи мы хотим реализовать в ближайшие месяцы - то, что можно сделать без изменения законодательства. Для этого мы решили провести пилотный проект реформирования на базе одной области - Львовской, через ГУ МВД. Сейчас, собственно, мы будем собираться для того, чтобы утвердить план этого пилотного проекта на ближайшие 3 месяца - июль-сентябрь. Новации, которые мы предлагаем, сначала будут сделаны там. Мы посмотрим, сколько будет стоить реформа, за какое время она может быть реализована.

РБК-Украина: А когда можно ожидать окончательный вариант реформирования милиции, который будет предложен экспертным советом?

Евгений Захаров: Саму концепцию в целом, я думаю, мы ее окончательно создадим после "пилота".

РБК-Украина: В этом году мы концепцию не увидим?

Евгений Захаров: Почему не увидим? Увидим. Я думаю, что через 3 месяца, когда пройдет эксперимент и мы получим ответы, концепция появится. Уже наработки есть. Есть разные варианты сейчас. Уже некоторые вещи были введены во Львове. Для прозрачности и публичности реформы все начальники районных отделов города открыли свои аккаунты в Facebook для общения с населением. У начальника областного управления он тоже есть.

РБК-Украина: Прошлая власть также готовила реформу МВД. Из той концепции было что-то взято?

Евгений Захаров: Нет, ничего не было взято.

РБК-Украина: Вопрос как к правозащитнику. За время существования новой власти улучшилось ли состояние соблюдения прав человека в правоохранительных органах и учреждениях исполнения наказаний?

Евгений Захаров: Стало немного лучше в целом. Но наличие военных действий на Донбассе - это очень сильно влияет на состояние милиции в целом. Тут внештатная ситуация, потому нельзя сравнивать с тем, что было раньше. Но могу сказать, что по моим наблюдениям в других областях стало лучше, относительно некоторых аспектов деятельности органов внутренних дел. Например, при режиме Януковича нарушалась свобода мирных собраний. Именно МВД препятствовало этому. Сегодня такого нет фактически.

Относительно учреждений исполнения наказаний, то следует отметить, что новое руководство Пенитенциарной службы адекватнее реагирует на те жалобы и замечания, которые есть. Раньше не было, чтобы после выявления фактов злоупотреблений, они увольняли руководителей учреждений. Амнистию также следует вспомнить, но проблем остается много.

РБК-Украина: Есть ли судебные перспективы в международном уголовном суде в Гааге "дела Януковича"?

Евгений Захаров: Я считаю, что нет оснований надеяться, что эти перспективы серьезные. Это связано с тем, что, во-первых, Украина не ратифицировала еще устав Международного уголовного суда для того, чтобы он серьезно нами занимался. Для этого нужны изменения в Конституцию, а этот закон даже не был внесен в повестку дня. Я еще не видел, входят ли соответствующие изменения в проект, который предлагается Президентом Порошенко.

Даже если суд будет заниматься этим делом, а было заявление, что он может заниматься даже без ратификации устава... дело в том, что требования по исчерпанию национальных способов защиты относительно этих преступлений очень жесткие, даже жестче, чем в ЕСПЧ. А у нас эти меры не исчерпаны. У нас еще не закончено расследование относительно убийств на Майдане. Пока оно не закончиться и не будет судов, говорить про МУС нельзя в принципе. И еще. МУС рассматривает дела по значительно большему количеству жертв, чем это было в Украине. То, что произошло у нас, ужасно, но потянет ли наша ситуация на преступление против человечества, сказать сложно. В судебной практике МУС речь идет о тысячах, десятках тысяч.

РБК-Украина: Как Вы думаете, будет ли в Украине реально проведена люстрация и создан люстрационный комитет?

Евгений Захаров: У нынешнего парламента нет желания принимать закон о люстрации, поскольку он ударит по самому парламенту. Тут проблема в том, что есть 4 закона о люстрации. Наш наиболее умеренный. Наиболее радикальный если принять, то больше половины парламента должна быть люстрирована. Разве этого можно ожидать?

С технической точки зрения, когда есть 4 законопроекта на одну тему, то по регламенту из них должен быть создан один. Но из этих четырех один не сделаешь. Первый законопроект от партии "Свобода" совсем не выдерживает критики. Я ранее воздерживался от таких оценок, но я считаю, что с точки зрения юридической техники он наихудший. Другие два слишком радикальны. Они требуют увольнения слишком большого числа чиновников. Я отрицаю принцип коллективной вины. Нельзя людей увольнять только за то, что она работали госслужащими при Азарове и Януковиче. Можно увольнять за конкретную вину. Вина всегда индивидуальна, а не коллективная. Тотальное увольнение на основании закона я не приветствую. Наш же законопроект учитывает практику ЕСПЧ по люстрационным делам.

Беседовал Сергей Гвоздков